Светодиодное освещение в музей: какое должно быть в залах, проблемы и их решение

Освещение для музеев и картинных галерей

эксперт по освещению

Комфорт и восприятие посетителей музеев, картинных галерей, выставочных залов зависит от качества освещения. Свет направляет внимание посетителей к объектам экспозиции.

Светильники должны гарантировать яркое и качественное восприятие экспонатов.

Освещение должно управлять вниманием посетителей и привлекать к тем или иным объектам. Освещение музейного пространства требует профессионализма и особых знаний.

В музеях и галереях используются светильники двух типов: с широким и узким углом отражателя. Отражатель или рефлектор направляет световую струю.

Светильник с широким отражателем используется для освещения всего пространства или отдельных его частей. С его помощью можно осветить габаритные экспонаты, инсталляции.

Светильники с узким отражателем нужны для акцентной подсветки экспонатов. Таким образом можно направить световой поток в нужное место для привлечения внимания к отдельным объектам и деталям.

Занимаясь проектирование освещения, необходимо помнить о безопасности экспонатов.

Некачественное искусственное освещение оказывает пагубное и разрушительное воздействие на произведения искусства. Этому способствует ультрафиолетовое излучение.

Современные светодиодные светильники – отличный выбор для музейных и выставочных залов.

Способы освещения музеев, картинных галерей, выставочных залов.

Музейные экспозиции, залы картинной галереи, можно освещать разными способами, все зависит от того, какого эффекта нужно добиться.

Акцентное освещение

Для подсветки скульптур и других экспонатов применяется акцентное освещение. Для этого светильники с узким углом рефлектора направляются непосредственно на нужный объект. При акцентной подсветке общее освещение в зале должно быть приглушенным.

Трековые светильники на рельсах с узким углом прекрасно подходят для освещения картины сверху.

При необходимости можно добавить вспомогательные световые акценты с помощью светодиодов, встроенных в рамку или установленных над картиной.

Игра света и тени

Световые контрасты в экспозиционном зале оттеняют великолепие и живописность экспонатов, делая их более эмоциональными и привлекательными. Этот метод очень хорошо работает в музеях и выставочных залах и используется для демонстрации панно, картин, фресок, рисунков, инсталляций, древних артефактов.

Освещение стен

Еще есть способ освещения стен, с целью превращения их в светлый фон, на котором прекрасно смотрятся разные музейные или выставочные экспонаты. Делается это с помощью светильников с широким углом отражателя.

Какие осветительные приборы выбрать для музеев и картинных галерей:

  • Светильники без ультрафиолетового излучения и выделения тепла;
  • С индексом цветопередачи не ниже 90;
  • Если это зал со сменной экспозицией, то должна быть возможность перемещения и смены светильников при необходимости.

Требуемые нормы освещенности:

  • Профессионально организованная цветопередача;
  • Соблюдение норм мощности света;
  • Правильно рассчитанное расстояние от источника света до экспоната;
  • Для драгоценных металлов и камней – 500 лк;
  • Для фарфоровых экспонатов, ювелирных изделий, оружие и монет – 300-500 лк;
  • Для экспонатов из бронзы и мрамора – 200-300 лк;
  • Для экспонатов из дерева, костей и картин – 150 лк;
  • Для рукописей, графики – 30-50 лк;
  • 50 лк – для объектов из ткани, бумаги – 50 лк.

Что необходимо для профессионального освещения музея, галереи или экспозиционного зала:

  • Не допустить избыточную контрастность, бликов и ослепления;
  • Светодизайн должен соответствовать экспозиции;
  • Уменьшение ультрафиолетового света и инфракрасных лучей;
  • Обеспечение комфортной атмосферы для посетителей и безопасных условий для экспонатов.

Подбор необходимых светильников

Осветительные приборы разных видов в музеях, картинных галереях и выставочных залах. Представим самые актуальные из них:

Трековое освещение

Это самый необходимый и незаменимый вид освещения музейных и выставочных залов. Светильники на рельсах можно настроить под любую экспозицию. Трековые осветители подвижны и мобильны. Поэтому возможна подсветка экспонатов в любом месте. Можно контролировать и менять яркость света, направление луча, при необходимости добавлять дополнительные светильники. Трековые светильники главным образом применяются в качестве акцентного освещения артефактов.

Точечные светильники

Точечные приборы используются в качестве акцентного освещения. Преимуществом является то, что точечный светильник может быть оснащен поворотным механизмом.

Модульные конструкции

Модульные светильники обеспечивают общее освещение в музеях и картинных галереях. Модульные конструкции хороши тем, что их можно монтировать по одному или по несколько, в зависимости от задач освещения.

Встраиваемые светильники

Это многофункциональное энергооборудование, которое служит и для общего, и для акцентного освещения. Встраиваемые светильники монтируют непосредственно в потолок. Поэтому они подходят там, где демонстрируется несменная экспозиция.

Качественные светодиодные светильники — это превосходная находка для освещения музеев и картинных галерей, поскольку они обладают рядом преимуществ, таких как:

  • Энергоэкономичность;
  • Прочность;
  • Эффективность;
  • Безопасность;
  • Долговечность.

У светодиодов максимальный индекс цветопередачи и разные типы светильников: трековые, модульные, встраиваемые.

Еще один важный аспект организации света в музее – это охранное освещение.

Наши эксперты помогут вам правильно, красиво и безопасно осветить, подсветить, высветить и достойно представить все экспонаты и артефакты вашего музея, выставочного зала или картинной галереи.

Мы всегда на связи и в зоне света.

Освещение для музеев и картинных галерей

Комфорт и восприятие посетителей музеев, картинных галерей, выставочных залов зависит от качества освещения. Свет направляет внимание посетителей к объектам экспозиции.

Спальня – это самое безмятежное и уединенное место в доме. Спальня – это самая закрытая и недоступная для других территория, которая является зоной собственно.

Что нужно знать об картинных галерей, выставочных залов, музеев

Какие задачи решает искусственное освещение в музеях и выставочных залах

Выставочным залам и галереям, в которых постоянно меняется экспозиция, важно иметь возможность гибко менять цветовую температуру освещения. Это позволяет создавать нужную атмосферу и настроение. О техническом решении этой задачи пойдет речь ниже.

Управление вниманием

С помощью освещения сотрудники музеев и выставочных залов привлекают внимание зрителей к конкретным объектам. Более того, если экспозиция предполагает свободное передвижение посетителей по залу, игра света и тени подсказывает посетителям направление движения.

Читайте также:  Освещенность склада: нормы для класса А, таблица, требования к дежурному

Чтобы с помощью светильников решать эту задачу, важно понимать разницу между общим и акцентным освещением.

Светильники бывают двух типов: с широким и узким углом рефлектора. Рефлектор или отражатель направляет световой поток.

Первые применяются для освещения всего помещения или определенных зон. Например, с помощью светильников с широким углом рефлектора можно осветить коридоры или визуально выделить пути, по которым посетители передвигаются по залу. Также оборудование этого типа можно использовать для освещения больших экспонатов, например, инсталляций, фрагментов лодок и самолетов и так далее.


Вторые используются для акцентного освещения отдельных экспонатов или конкретных деталей экспозиции. Узкий угол рефлектора обеспечивает направленность луча света и небольшую площадь светового пятна. Это позволяет привлекать внимание посетителей к конкретным объектам, подчеркивать детали.


Безопасность экспонатов

Это в первую очередь касается картин и предметов старины в музеях. Естественное и некорректное искусственное освещение губительно влияют на произведения искусства. Это происходит под воздействием ультрафиолетового освещения и тепла.

Чтобы экспонаты не портились из-за искусственного освещения, используйте современные светодиодные светильники. Они не выделяют ультрафиолетовое излучение и практически не выделяют тепло, которое может негативно влиять на картины и другие экспонаты.

Обратите внимание на иллюстрацию, на которой смоделировано влияние светодиодного светильника и альтернативного источника света, который выделяет тепло и ультрафиолетовое излучение.


Интеграция естественного и искусственного освещения

Прямые солнечные лучи портят картины и другие произведения искусства. Поэтому если в картинной галерее, выставочном зале или в музее для освещения используется естественный дневной свет, экспозицию планируют так, чтобы избежать прямого освещения экспонатов. В этом случае искусственное освещение должно гармонично сочетаться с естественным и обеспечивать посетителям комфортные условия.

Естественное освещение считается эталонным по показателям цветопередачи и цветовой температуры. Но оно негативно влияет на картины и другие экспонаты даже в том случае, если солнечный свет освещает объекты в картинной галерее или музее через окна.

Тем не менее владельцы выставочных залов комбинируют естественное и искусственное освещение. Дневной свет из окон в этом случае используется для общего освещения помещений, а искусственное освещение обеспечивает световые акценты.

Световым дизайнерам важно учитывать возможные колебания уровня освещенности в зависимости от времени дня и погоды. Также в течение дня меняется колориметрическая температура солнечного света. Важно иметь возможность сглаживать эти колебания с помощью дополнительных светильников с широким углом рефлектора. Они могут обеспечить общее освещение помещения в пасмурную погоду или в вечернее время.

Приемы освещения музеев, картинных галерей, выставочных залов

В зависимости от общей экспозиции, конкретных экспонатов и эффекта, которого хотят добиться владельцы музея или картинной галереи, можно применять разные приемы освещения. Наиболее эффективные из них описаны ниже.

Акцентное освещение статуй

Этот прием применяется для освещения скульптур и других трехмерных экспонатов. С помощью светильников с узким углом отражателя ярко освещается статуя, которая стоит рядом с темной стеной. Это усиливает восприятие объема экспоната и делает его как будто живым. Общее освещение в зале должно быть выключенным или приглушенным.

Чтобы прием работал, важно не освещать окружающие объекты и стены. Тогда скульптуры как будто светятся в темноте и привлекают внимание посетителей.


Свет и тень

Создание в выставочном зале световых контрастов подчеркивает красоту экспонатов и делает экспозицию эмоциональной. Прием применяется в музеях и выставочных залах. Например, игра света и тени используется для демонстрации диорам, инсталляций, старинных артефактов.

Соотношение освещенности центральных освещенных объектов и второстепенных темных объектов в выставочном зале или музее может достигать 6 к 1. Это обеспечивается с помощью светильников с узким углом рефлектора. Для сравнения: в картинных галереях соотношение между самыми освещенными и самыми темными объектами не должно превышать 2 к 1.


Освещение стен

Этот прием может применяться самостоятельно или в комбинации с акцентным освещением отдельных экспонатов. С помощью светильников с широким углом рефлектора освещаются стены или перегородки в выставочном зале. Для усиления эффекта светильники располагаются с двух сторон так, чтобы лучи света пересекались. Благодаря этому стена или перегородка превращается в освещенный фон. На этом фоне отлично выделяются отдельные экспонаты, например, небольшие скульптуры.


Акцентное освещение картин

Этот прием используется в картинных галереях. Трековые светильники с узким углом отражателя освещают картины сверху. При этом луч света падает на экспонат под углом 30 °. Благодаря этому удается избежать бликов и дискомфорта для посетителей.

Дополнительные световые акценты можно делать с помощью светодиодов, которые устанавливаются непосредственно над картиной или встраиваются в рамки.

Какое оборудование выбрать для освещения картинных галерей и музеев

Тип источника света

Тип светильника

В музеях и выставочных залах можно использовать светильники разных типов. Наиболее востребованные перечислены ниже.

Трековые светильники

Это незаменимое решение для музеев и выставочных залов. Трековая система освещения позволяет подстраивать систему освещения к конкретным экспозициям. Светильники на треке можно произвольно передвигать. Поэтому собственники музея или выставочного зала могут освещать экспонаты и инсталляции в любой части зала. Также при необходимости можно добавлять на треки дополнительные светильники.


Трековые светильники преимущественно используются для акцентного освещения экспонатов.

Модульные светильники

Оборудование этого типа решает задачу общего освещения картинных галерей и музеев. Модульные светильники можно устанавливать по одному или объединять в линии и замкнутые системы с разной геометрией. Благодаря угловым соединениям с помощью модульных светильников можно строить системы освещения практически любой конфигурации.

Модульный светильник Халла Лайтинг LDL-LED 30-98Вт обеспечивает свечение по всей длине модуля без темных пятен, что обеспечивает эстетичность системы освещения.

Читайте также:  Освещение в спальне с натяжными потолками: без люстры точечными светильниками, с люстрой, схемы расположения, подборка идей


Встраиваемые светильники

Это универсальное оборудование, которое используется как для общего, так и для акцентного освещения. Светильники этого типа встраиваются в потолок. Поэтому их используют в музеях и картинных галереях, где экспозиция не меняется или меняется очень редко. Например, светильник VIVO LUCE LARGO LED 5-10-20-30Вт подходит для общего освещения музея.


Карданные светильники

Это разновидность встраиваемых светильников. Они комплектуются карданным механизмом, который позволяет направлять луч света в разные точки помещения. Благодаря этому карданные светильники удобно использовать для акцентного освещения. Карданные светильники уступают трековым в гибкости, так как их нельзя перемещать с места на место. Тем не менее карданные светильники часто применяются в выставочных залах и музеях.


Точечные светильники

Оборудование этого типа используют для акцентного освещения экспонатов и картин. Точечные светильники имеют мощность 7 Вт и выше. Они встраиваются в потолок или монтируются накладным способом. Точечный светильник может быть оборудован поворотным механизмом.

Цветовая температура

Как отмечалось выше, музеям, выставочным залам и картинным галереям важно иметь возможность менять цветовую температуру в зависимости от экспозиции. Например, некоторые экспонаты лучше демонстрировать при освещении теплым желтым светом с колориметрической температурой до 3000К. Другие лучше смотрятся в холодном свете с цветовой температурой от 4000К и выше.

Оптимальное решение — использование трековых светильников на шинопроводе с разной цветовой температурой. При смене экспозиции достаточно установить светильники с нужным показателем цветовой температуры. Снять и установить трековый светильник можно быстро.

В больших музеях применяется еще одно решение: светильники с регулируемой цветовой температурой. При смене экспозиции достаточно переключить диммер, чтобы поменять цветовую температуру, например, с 3000К на 4000К. Светильники с регулируемой цветовой температурой стоят намного дороже обычных светильников, поэтому они пока не пользуются большим спросом. Стоимость одного светильника этого типа составляет от 30 000 рублей и выше.

Угол рефлектора

Для акцентного освещения применяются светильники с узким углом рефлектора: до 24 °. Они создают узкий световой луч и световое пятно небольшой площади. Светильники с узким углом рефлектора привлекают внимание к конкретным экспонатам, подчеркивают детали, цвет и текстуру объектов.

Для общего освещения применяются светильники с широким углом рефлектора: больше 24 °. Оборудование этого типа обеспечивает общую освещенность и комфортное восприятие экспозиции.

Качественные светодиоды — оптимальное решение для музеев и картинных галерей

Светодиодные светильники обладают качествами, которые необходимы для освещения картинных галерей и выставочных залов. Они энергоэффективны и экономичны, безопасны и долговечны. Светодиоды обеспечивают максимальный индекс цветопередачи и возможность менять цветовую температуру. В зависимости от высоты потолков и других характеристик помещений можно выбирать разные типы светодиодных светильников: трековые, модульные, встраиваемые, карданные.

Дополнительную информацию об освещении музеем можно получить в компании «Свет Групп» по телефону 8 (800) 250-10-14.

Музейный свет — интервью с экспертом

Свет — важнейший инструмент в создании музейной эскпозиции, особенно если речь идёт о художественных музеях и галереях. Сегодня мы побеседовали с экспертом в сфере художественного музейного освещения Натальей Никифоровой об аспектах этой стороны экспозиционного дизайна.

— Наталья, расскажите немного о своей работе. В чём она заключается, и почему нужны отдельные специалисты по музейному свету?

— Подсветка предметов искусства — слишком специфическая отрасль, здесь нельзя применять стандарты внутреннего освещения для магазинов или офисов. Обычный электрик, даже при всём профессионализме, не сможет передать посыл произведений живописи или скульптуры, их идею и замысел автора. Именно поэтому специалисты по музейному свету — гораздо больше, чем электрики: это и декораторы, и дизайнеры, и архитекторы, и музейные смотрители, поскольку мы должны разбираться в искусстве и понимать его тонкости. Свет настраивается уже в последнюю очередь, когда каждый предмет или объект занял свое место — мы выставляем освещение так, чтобы подчеркнуть их преимущества и красоту и донести до посетителя их сакральный смысл.

Пример освещения в Музее Орсэ

— Когда бюро или команда делает проект музейного освещения, какими вещами они руководствуются в первую очередь (методиками, нормами, здравым смыслом)?

— В первую очередь мы опираемся на пожелания и условия заказчика (дизайнера, куратора выставки, архитектора), в которых огромную роль играет тип выставки или музея, целевая направленность, аудитория. Мы должны правильно скомпилировать указания клиента с существующими нормами и ГОСТами в сфере музейного освещения. Обязательно учитывается архитектура и эргономика самого места, где организована экспозиция: общее впечатление должно быть гармоничным и естественным. Мы используем наилучшие в каждом конкретном случае (единообразие неприемлемо для музеев) методики расстановки светильников: они подчеркивают красоту объектов искусства и создают гостеприимную и привлекательную для гостей атмосферу.

Обязательно в своей деятельности мы руководствуемся российским законодательством: это ГОСТ 8.586-2001 ГСИ (Средства измерений характеристик искусственного и естественного излучения для обеспечения сохранности музейных экспонатов. Методика поверки) и недавно утвержденные ГОСТы Р 58814-2020 (Музейное освещение. Термины и определения), 58815-2020, 392-2020 (Музейное освещение. Освещение светодиодами. Нормы), 393-2020. Эти нормы очень важны: они определяют типы освещения в зависимости от светостойкости предметов искусства, их возраста и вида.

Конечно же, немалый опыт и профессиональное чутье помогают нам быстро и правильно определить концепцию освещения, сразу понять, как лучше сделать для данной конкретной выставки или зала.

— О чём должен подумать сам музей, прежде чем обратиться за проектом освещения, какие данные собрать?

— В целом, всю основную работу по подбору освещения мы делаем сами. От музея или галереи нам нужен тематико-экспозиционный план, чтобы четко знать, куда и какие светильники следует устанавливать и как это сделать с наибольшей выгодой для экспозиции. Нам необходимы чертежи и конфигурация помещений, а также дизайн- проект.

Читайте также:  Освещенность рабочих мест: нормы освещенности, офисных помещений, на производствах, зависимость от характера выполняемых работ, требования санпин и других документов

Пример освещения на выставке работ Эдварда
Мунка в Третьяковской галерее

— Отличается ли работа по проектированию света для постоянной экспозиции и временных выставок? Есть ли какие-то особенности?

— Отличаются и весьма значительно. Постоянная экспозиция — это освещение «всерьез и надолго»: долговечности, износостойкости и безопасности уделяется первостепенное значение. Свет должен подходить под любые мероприятия, проводимые в музее, и быть на 100% комфортным для посетителей. Оборудование после монтажа уже не трогают, только по необходимости можно корректировать отдельные штрихи, но вся концепция остается неизменной. Временные экспозиции предполагают индивидуальный подход — это движение, световые нюансы, игра освещения. Светильники подбираются очень тщательно, чтобы не вышли из строя. Здесь нужна универсальная система, с максимальным набором функций и параметров, чтобы менять настройки по необходимости (расположение, углы, яркость, цветопередачу и пр.). Светильники в такой ситуации устанавливаются диммируемые, прочные и многозадачные.

— Пространства, которые специализируются на временных экспозициях, каждый раз работают с дизайнером по свету? Или можно один раз сделать какую-то универсальную осветительную систему и работать с ней без специалистов?

— Мы один раз разрабатываем проект и монтируем универсальную систему, которую потом сотрудники экспозиции могут сами обслуживать, без нашего вмешательства.

Пример освещения на выставке «Ненавсегда» в Третьяковской галерее на Крымском валу

— Существует разница в подходе к музейному освещению в разных странах?

— Да, подход в Европе, Штатах и России отличается. Мы ориентируемся на европейские нормы и правила — это многовековые традиции выставления произведений искусства, плюс новейшие технические решения. Сейчас у американских дизайнеров по свету появилось много поклонников, однако американская концепция нам не близка — мы за «старушку» Европу, где традиция коллекционирования и экспозиции произведений искусства насчитывает многие сотни лет.

— Есть ли какие-то музеи, у которых можно поучиться или вдохновиться работой со светом, чей подход близок и нравится Вам?

Меня больше всего вдохновляет, как работают со светом в Третьяковской галерее. Собственно, я её считаю образцово-показательной в плане организации музейного освещения.

Пример освещения на выставке «Ненавсегда» в Третьяковской галерее на Крымском валу

— Технологии последнее десятилетие развиваются стремительно. Что произошло за это время в музейном освещении? Появились ли какие-то удивительные технологии и открытия?

— Контроль и настройка светового оборудования упростились до минимума. Появились светильники, которыми можно управлять с телефона по bluetooth — менять свет, цвет, уровень освещенности. Точно также с телефона уже можно менять положение осветительных приборов — это очень удобная и самая свежая инновация, значительно облегчающая для музейных сотрудников работу со светом.

Пример освещения объектов на выставке в Музее Дизайна, Хельсинки

— Кажется, у Вас в Фейсбуке я увидела картинку «Главное в музее — это свет». А что ещё важно в музее Вам, как посетителю?

Свет должен быть гармоничным, не раздражать и не беспокоить посетителей – это и молодежь, и люди старшего поколения, воспринимающие интенсивность света и цветопередачу по-разному. Необходимо учитывать все тонкости по настройке света – чтобы не допустить вульгарности, чрезмерной акцентуации или, наоборот, искажения восприятия произведения. Сотрудники музея должны еще и уметь пользоваться всеми возможностями светового оборудования, благо, оно легки в управлении.

— Не мешает ли профессиональная погруженность в тему находиться в музее в качестве зрителя? Появляется ли момент профессиональной деформации у специалиста по музейному свету?

— К сожалению, и меня не миновала эта проблема. Волей-неволей, но подмечаешь ошибки, недочеты, несовершенства освещения, нехватку утонченности или деликатности. Бывая в музеях, думаю, что бы я сделала иначе, как обыграла бы тот или иной художественный объект. Я хожу в музеи и автоматически изучаю светильники, оборудование, технику их расстановки — отвлекаюсь от искусства.

— На своей личной странице Вы открыто делитесь полезной профессиональной информацией, рассказываете о лампах, осветительных нормах и других вещах. Почему Вам важно делиться этими вещами?

— У нас очень много ценителей живописи и искусства. Хочется, чтобы они понимали, насколько это многогранный и огромный мир, сколько тонкостей и нюансов играют роль в музее. Мне важно, чтобы посетители музеев и галерей знали, что такое правильный и неправильный свет, чтобы выставки выглядели достойно и привлекали гостей. В конце концов, хочется не ударить в грязь лицом перед иностранными почитателями искусства, которые знают толк в хороших музеях и частенько приезжают в Россию именно для того, чтобы их посетить.

Освещение на выставке Франтишека Купки в Галерее Ateneum, Хельсинки

— Какие моменты в Вашей работе самые счастливые, что радует больше всего?

— Конечно, когда заказчик доволен, когда куратор выставки говорит, что ему все нравится. Это непередаваемый момент, когда слышишь слова: «Всё супер!». А ещё мне доставляет особое удовольствие, когда я хожу по освещённой мной галерее или музею и вижу увлечённых посетителей, с интересом рассматривающих объекты искусства.

— Есть ли какой-то совет или наставление человеку, который хочет работать в этой области?

— Да, конечно, есть! Прежде всего, советую совмещать теорию с практикой, впрочем, как в любой области. Обязательно идти в ногу со временем, изучать все последние тенденции и мировые разработки в музейном освещении, новое оборудование. И обязательно практиковать — больше делать выставок, экспозиций, даже самых небольших, чтобы «набивать руку» и набираться опыта.

Читайте также:  Освещение аквариума светодиодными лампами: как выбрать лампу на крышку

Интервью провела Ольга Александрова.

  • Концепции
  • Проектирование
  • Производство
  • Блог
  • Контакты

1. Общие положения
Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных, предпринимаемые ООО «Бюро музейной сценографии «Метаформа» (далее – Оператор).
1.1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта meta-forma.ru.

2. Основные понятия, используемые в Поли персональных данных);
2.3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу meta-forma.ru;
2.4. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
2.5. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных;
2.6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
2.7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
2.8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта meta-forma.ru;
2.9. Пользователь – любой посетитель веб-сайта meta-forma.ru;
2.10. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
2.11. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
2.12. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу;
2.13. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) уничтожаются материальные носители персональных данных.

3. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя
3.1. Фамилия, имя, отчество;
3.2. Электронный адрес;
3.3. Номера телефонов;
3.4. Страна доставки;
3.5. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).
3.6. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.

4. Цели обработки персональных данных
4.1. Цель обработки персональных данных Пользователя — информирование Пользователя посредством отправки электронных писем; заключение, исполнение и прекращение гражданско-правовых договоров; уточнение деталей по заявке.
4.2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты info@meta-forma.ru с пометкой «Отказ от уведомлений о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».
4.3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.

5. Правовые основания обработки персональных данных
5.1. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте meta-forma.ru. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.
5.2. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).

6. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.
6.1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.
6.2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства.
6.3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора info@meta-forma.ru с пометкой «Актуализация персональных данных».
6.4. Срок обработки персональных данных является неограниченным. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора info@meta-forma.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

7. Трансграничная передача персональных данных
7.1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.
7.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.

Читайте также:  Светодиодная подсветка: как сделать своими руками, технология установки

Освещение музеев, галерей и выставок

Искусство призвано проявлять в зрителе лучшие качества, вызывать в нем чувство восхищения, восторга, сопереживания, формировать его представление о прекрасном. Поэтому организация выставочных залов в музеях и галереях подчиняется строгим правилам, а освещение является одним из условий удачной презентации работ и проявления художественного совершенства произведений.

Основной целью художественного освещения музеев является оказание эмоционально-психологического воздействия на зрителя посредством преподнесения произведения искусства в оптимальном ракурсе. При этом задача усложняется восприимчивостью большинства экспонатов к излучению и высокой температуре.

Освещение музеев должно обеспечивать сохранность и целостность работы. Ультрафиолетовые и инфракрасные лучи губительно воздействуют на краску и лак картин, на фотобумагу, а нагрев от светильников может разрушать некоторые материалы, из которых выполнены скульптуры. Освещение картинных галерей — задача для специалиста в этой области, понимающего уязвимость произведений искусства и имеющего представление о возможностях современного осветительного оборудования.

Пример одного из наших проектов

Общие принципы освещения выставочных залов

Современные залы с экспозицией часто организовывают без общего искусственного освещения, так как в темном зале удается создать удачные световые акценты непосредственно на экспонатах. Тем более что большинство музеев и выставок принимают гостей в дневное время, когда в качестве общего освещения используется естественный свет. Но не для всех музеев подходит такое решение.

Если выставка вечерняя или архитектурные особенности помещения не обеспечивают достаточную естественную освещенность, то общее искусственное освещение выставочных залов должно быть мягким и рассеянным. Кроме того, старинные здания, дворцы и замки, в которых часто проводят выставки, сами по себе являются центром внимания. В таких случаях освещение должно выгодно презентовать преимущества среды, окружающей экспонаты.

О вреде света для некоторых экспонатов

Любое освещение картинных галерей в какой-то степени разрушает выставочные работы: приводит к выцветанию красок, растрескиванию лака, старит бумагу. «Любой свет» — значит искусственный и естественный, последний еще более губителен. Наибольшего внимания при выборе спектра света в осветительных приборах для музеев и галерей требует графика, масляная и акварельная живопись, текстильные экспонаты.

Особенно вредным считается ультрафиолетовое излучение, поэтому в музеях и галереях не используют в качестве подсветки картин источники света с сине-фиолетовым оттенком (за исключением люминесцентных ламп), которые более разрушительные, чем желто-красный спектр, выраженный в лампах накаливания. Исключают также химически активные лампы: йодные и ксеноновые.

Чтобы обеспечить безопасное и эффективное освещение выставочных залов, надо равномерно осветить экспозиционную площадь: стену, на которой размещены картины, или стенд, на котором расставлены ценные экспонаты. Одним из вариантов может быть светильник, расположенный вне пределов самой площади (как правило, экспозиционная площадь на стене представляет собой участок стены высотой 170 см, который начинается с 70 см от пола).

При высоких потолках осветительный прибор может быть размещен на высоте 250 см от пола над экспонатом, выступая от освещаемой поверхности на некоторое расстояние, достаточное для направления светового потока на него. Светильник должен быть оснащен отражателями. Скрытость ламп гарантирует к тому же отсутствие бликов и эффективное освещение музеев.

Архитектурная подсветка зданий и фасадов — нормы и разновидности

Архитектурное освещение представляет собой подсветку фасадов зданий, обеспечивающую художественную игру света, для реализации задумки дизайнера. Такой тип наружного освещения используют не только для домов, но и для памятников, рекламных щитов, ведь его цель – подчеркнуть красоту предметов в ночное время суток, выделить их.

Общие задачи фасадного освещения

Фасадное освещение было изобретено в США еще в начале XX века. Оно использовалось для украшения престижных районов крупных городов, после «перекочевало» и в более скромные кварталы. Именно декоративная подсветка придает домам, коттеджам, особнякам яркий, динамичный стиль, превращая целые улицы в бездны света. Современное фасадное освещение – неотъемлемая часть архитектуры, поэтому план подсветки создается еще на этапе проектирования домов, коммерческих сооружений.

Нежилые помещения подсвечивают для хорошего вписывания в городской образ, а также для привлечения внимания посетителей. Благодаря декоративной функции яркая иллюминация особенно популярна при оформлении банков, торговых центров, развлекательных комплексов, магазинов, кафе и ресторанов. Фасадное освещение придает таким объектам большие маркетинговые преимущества, поэтому повышает их рыночную стоимость.

Использование иллюминации в частных и загородных домах, дачных постройках – одно из направлений светодизайна, обеспечивающее высокие декоративные качества сооружениям. Даже самый обычный дом можно превратить в уникальное произведение искусства, выделить в нем колонны, ниши, иные формы. Но у фасадной подсветки есть и функциональная роль, она:

  • улучшает визуализацию дорожек, дверей в темный период суток;
  • повышает безопасность дворов, парковок, входов в дома.

Архитектурное освещение подчеркивает статус строения, поэтому самые крупные здания в городе обычно освещены ярче, чем небольшие.

Требования к освещению

Подсветка зданий устанавливается не только исходя из желания заказчика. Перед монтажом оборудования специалисты учитывают особенности строения – его стиль, геометрию элементов. Важно учесть и схему расположения дома, ведь освещение должно хорошо смотреться на фоне подсветки соседних зданий. Чтобы создать контраст между фоном и фасадом дома, следует организовать и уличное освещение двора, причем – особым образом.

Не менее важен правильный подбор светильников, прожекторов, иных осветительных приборов, а также расчет их количества. Так, здания для развлечений и отдыха оформляют ярче, а офисы нуждаются в менее навязчивом и броском свете. Исторические здания вовсе подсвечивают так, чтобы не нарушить задумку зодчих. При покупке ламп учитывают такие их характеристики:

  • мощность;
  • тип;
  • цветовая температура;
  • оттенок.

Материал фасада тоже играет не последнюю роль при монтаже подсветки снаружи здания. Металл, стеклянные поверхности и глянец уменьшают яркость освещения, могут вызывать появление слепящих пятен. Здесь нужно верно располагать источники света, чтобы освещенность была на должном уровне.

Есть и иные требования к фасадной подсветке. Монтировать оборудование надо так, чтобы оно было доступно для ремонта и замены ламп. На городских улицах фасадное освещение не должно слепить проезжающих в автомобилях водителей.

Читайте также:  Фито-лампа светодиодная для растений на подоконнике: как выбрать, какой свет лучше

Нормы и правила подсветки зданий

Проектирование светодизайна зданий отличается от разработки проектов иных типов освещения. Придется осуществлять тщательные расчетные работы, после чего можно будет выполнять основные узлы, конструкции. Специалисты точно измеряют малейшие рельефные изгибы, все элементы фасада, выбирают места установки щитов освещения, а также систем управления и областей прокладки проводки.

Существуют определенные нормативы по подбору и установке светильников. Приборы обязательно должны быть внешними (наружными), иметь КСС – кривые силы света. Угол рассеивания света составляет 10-60 градусов. Расставляют светильники так, чтобы точно реализовать основную задумку дизайнера и исключить слепящее воздействие на жильцов с противоположной стороны улицы. План расположения светильников будет служить основанием для их монтажа, поэтому он рассчитывается с высокой точностью.

Вот основные правила, которые соблюдают при планировании архитектурного освещения:

  • колонны освещают прожекторами с узкими лучами рассеивания;
  • карнизы подсвечивают особыми линейными светильниками, создающими длинную светящуюся линию;
  • межоконные простенки первого этажа освещают торшерами или иными отдельно стоящими светильниками;
  • скульптуры выделяют при помощи металлогалогенных ламп с индексом цветопередачи более 80;
  • средняя яркость фасадов в зависимости от значимости сооружения составляет 3-10 кд/кв. м.

Для выполнения проекта используют специальные компьютерные программы, значительно облегчающие работу архитектора. После готовности всех документов начинается их согласование с контролирующими органами, и только затем можно приступать к монтажу.

Типы архитектурного освещения

Существует множество способов организации освещения домов и иных зданий. У каждого есть свое предназначение, поэтому выбор зависит от стиля и размеров объекта, его конструктивных особенностей – конфигурации, фактуры. Также учитывают материал и цвет облицовки, не менее важно рассмотреть характеристики зданий вокруг.

Локальное освещение

Для усиления эстетических свойств какой-либо части здания применяют локальную иллюминацию. С ее помощью можно расставить акценты на окнах, балконах, карнизах. Данный метод широко применяют как на деревянных домах, так и на зданиях с облицовкой из керамогранита или панелей. Такой тип освещения считается самым экономичным, к тому же он универсальный. Реализация светодизайна достигается путем использования настенных светильников небольшой яркости, которые крепят в нужных местах фасада. Также применяют линейные светодиодные лампы, отлично заменяющие громоздкие люминесцентные светильники.

Заливающее освещение

Данный тип освещения является самым простым в создании. Он используется для выделения объектов культуры, памятников, церквей, любых отдельно стоящих сооружений небольшого размера. Заливающее освещение подразумевает установку прожекторов на земле или столбиках, они будут давать направленный свет. Для зданий, где живут или работают люди, заливку лучше не использовать, так как свет будет проникать в окна и создавать дискомфорт.

Контурное освещение

Организация освещения по контуру стен – оригинальный прием, который начали применять недавно. Сейчас контурная подсветка организуется при помощи светодиодов в форме лент, линеек, а также с участием гибких неонов. Большое количество светящихся элементов помогает выделить углы, иные детали фасада.

Фоновая заливка

Такой тип освещения акцентирует очертания форм здания, но при этом скрывает детали. Смысл состоит в создании светящегося фона (заднего плана), на котором силуэт сооружения будет черным. Особенно эффектно фоновая заливка смотрится по отношению к театрам, дворцам. Для ее монтажа применяют особые светодиодные трубки.

Световые фасады

Такой прием годится для подсветки домов со сплошным остеклением, а также развлекательных центров, магазинов, некоторых офисных зданий. Источники света ставят внутри помещения и направляют их на стекло, создавая неподвижный или динамичный светодизайн.

Динамическое освещение

Для такого типа освещения монтируют цветодинамические системы, в результате фасад будет подсвечен разными цветами. Через определенное время они меняются, как и яркость подсветки. Для монтажа используют прожекторы, диоды, ленты, точечные источники света.

Виды используемых светильников

В архитектурном освещении задействуют практически все типы существующих светильников. Но к ним предъявляют совсем иные требования, нежели к тем, что ставят внутри помещений. Вот эти требования:

  • возможность работать при любых климатических условиях;
  • герметичность корпуса, отсутствие дополнительных швов;
  • 100 % электробезопасность, пожаробезопасность;
  • стойкость к механическому воздействию;
  • высокая степень пыле-, влагозащиты (от IP65);
  • удобство в обслуживании;
  • корпус из нержавейки, алюминия, листовой стали с антикоррозионным покрытием.

К внешнему виду светильников требования тоже есть. Главное, чтобы они были незаметны для глаз, без лишних деталей, цвет — в тон фасада или нейтральный. Днем приборы освещения не должны портить внешний облик сооружения. Поскольку устройства работают продолжительное время, желательно устанавливать те, что потребляют минимум электроэнергии.

Сейчас выпускают такие источники света для фасадов:

  • грунтовые;
  • линейные;
  • точечные;
  • акцентные.

Лампы для таких устройств бывают люминесцентными, металлогалогенными, но перспективными считаются только светодиодные. Их преимущества — максимальная яркость и небольшая мощность, а также длительный срок службы. Диоды работают при температурах -40…+40 градусов, быстро и легко запускаются, не мигают. Спектр цветовой температуры диодов огромен (2700-6500 К), поэтому дизайнер сможет подобрать тон, оттенок, текстуру света. Особые формы диодов — линейки и шнуры. Это ленты с круглым или прямоугольным сечением, выпускаемые в разных вариациях.

Читайте также:  Светодиодный прожектор 50 Вт (Обзор моделей)

Некоторые ученые отмечают риск «светового загрязнения», которое нарушает здоровье людей и не дает созерцать чистое ночное небо в городах. Решить проблему могут особые технологии, снижающие интенсивность такого типа загрязнения и минимизирующие расходы на электроэнергию. Полностью обойтись без светодизайна зданий нельзя – он несет декоративную и практическую функции, поэтому применяется повсеместно.

Архитектурное освещение

То, что городские здания и территория рядом с ними красиво освещены в тёмное время суток, стало уже привычным для жителей крупных городов. Это декоративно-художественный аспект ночного города. И всё больше сооружений (государственные учреждения, торговые центры, исторические здания) оснащаются не просто подсветкой, а получают неповторимый световой облик.

Задачи архитектурного освещения фасадов

  • эстетическое воздействие на человека;
  • узнаваемость здания (города);
  • подчеркнуть назначение здания;
  • повышение привлекательности для туристов;
  • подчеркнуть красоту здания;
  • скрыть возможные его недостатки;
  • обеспечить безопасность людей, их комфорт.

Какое бывает архитектурное освещение зданий

Фасадное освещение устанавливается для того, чтобы:

  1. Подсвеченный объект выглядел так же, как в светлое время суток (такой подход используется в основном для исторических зданий).
  2. Создать ночной образ здания, который может не иметь ничего общего с дневным (чаще применяется для зданий в стиле модерн или хай-тек).

Рис. 1. Фасадное освещение исторического здания выполнено так, чтобы сохранить его дневной облик

По своему типу архитектурная подсветка бывает:

  • Заливающая (общая). Цель – полностью осветить фасад дома. Применяются мощные прожекторы, установленные на земле (грунтовые), на стойках, близкорасположенных домах. Подходит для больших объектов, исторических зданий, храмов. Такой свет не нарушает целостности восприятия.
  • Локальная (акцентная). Источники направленного света монтируются на фасад и выделяют конкретные его элементы.
  • Контурная. Светом выделяются внешние контуры здания, крупные элементы архитектуры. Выполняется обычно светодиодной лентой, линейными светильниками и прожекторами. Выделенные элементы как бы парят в воздухе, отрываясь от основания. Здание получает футуристический вид.
  • Фоновая. Когда формы здания проявляются за счет освещения фона. Передний план выделяется за счёт его меньшей освещенности. Смотрится на зданиях с колоннами, оно выглядит величаво, строго – но при этом невесомо. Работают светильники рассеянного света. Может служить основой, на которую будет нанесена боле яркая подсветка.

По способу установки можно отдельно выделить обычное и скрытое архитектурное освещение фасадов зданий. Светильники при скрытом типе расставляются так, что не видны со стороны, виден только свет.

Подсветка может быть статична, или её элементы могут с разной скоростью меняться – это динамическая подсветка.

На архитектурном объекте, как на трёхмерном экране, может быть применена потрясающая по силе визуального воздействия на человека технология 3D-мэппинга (3D-mapping), что даёт возможность в этом случае отнести его к архитектурной подсветке.

Подсветка стеклянных фасадов

Из-за того, что стекло обладает малым коэффициентом обратного рассеивания и большим коэффициентом отражения, особенно при малых углах падения света, традиционные способы подсветки на таких фасадах практически не работают.

Один из способов – подсветка интерьера, которая будет видна снаружи как светящееся здание. Проблема – такая подсветка не должна создавать проблем тем, кто находится внутри, особенно если это динамический свет. По этой причине такой способ невозможно применить в отелях, жилых строениях, проблематично в офисных зданиях.

Другой работающий способ – подсвечивание элементов внутреннего слоя двойного остекления или наружное контурное подсветка здания.

Самая лучшая подсветка стеклянного фасада:

  • освещает всю площадь фасада;
  • меняет силу света по вертикали;
  • выделяет стилобатные части здания и формы, завершающие верх (шпили);
  • подчеркивает светом вертикальные конструктивные части;
  • придаёт конструкции лёгкость;
  • может выделять объекты цветом (менять цветовую схему).

Требования к архитектурному освещению

Подсветка здания не существует независимо, её проектируют вместе с подсветкой окружающего пространства и близлежащих дорог общего пользования, в комплексе. При разработке учитываются требования нормативных документов (ГОСТ Р 54350, ГОСТ 14254, ГОСТ Р 522398).

Вот некоторые из этих требований:

  • заливающая подсветка фасада должна создавать высокую равномерность яркости – уровень отклонений не выше 0.3 для гладких одноцветных поверхностей; не выше 0.2 для рельефных и многоцветных;
  • цветовая температура светильников тоже должна подходить к поверхности: 4000-6000 К для «холодных» белых мест, 2200-3500 К для «тёплых»;
  • качество света – для разноцветных объектов индекс цветопередачи не ниже 80;
  • мощные (больше 150 Вт) светильники должны быть установлены так, чтобы не ослеплять водителей транспорта, или иметь экраны, защитные кожухи.

Светильники для архитектурного освещения

Чтобы источники света для архитектурной подсветки были безопасны и работали долго, у них должна быть подходящая степень защиты IP – не менее 65. Такие источники света защищены от воды, пыли, могут применяться в любых условиях.

Рис. 2. Светильники для архитектурного освещения

Доступ к светильникам, установленным на объекте, для ремонта/замены обычно затруднён, нужна спецтехника или промышленный альпинизм, поэтому выдвигаются высокие требования к прочности. Хотя сейчас качество конструкционных пластмасс может быть достаточно высоким, для архитектурного освещения стоит выбирать модели с металлическими корпусами, лучше из нержавеющей стали, алюминия или стали с гальваническим антикоррозионным покрытием.

Еще одно требование – в светильниках должны стоять светодиоды высокого качества с большим сроком службы проверенных производителей. Такие диоды будут светить, не снижая яркости, весь свой срок эксплуатации.

В наших условиях напряжение в электросетях может сильно отличаться от номинальных 230 В, обычно в меньшую сторону. Поэтому устанавливаемые в светильники для архитектурного освещения драйвера должны иметь расширенный диапазон рабочего напряжения и быть собранными из надёжных радиодеталей.

Типы светильников

Для архитектурной подсветки применяются светильники нескольких типов. Это могут быть прожекторы – светильники сильного направленного света. Они – главный, самый применяемый в архитектурном освещении источник света. Обычно это специально предназначенные модели. Прочная металлическая конструкция, где можно выбирать направление в двух плоскостях и надёжно фиксировать его. На рынке есть множество разных моделей.

Читайте также:  Лампа для аквариума: расчет мощности подсветки для рыб и растений

Прожекторы с малым углом раскрытия луча устанавливают для локального освещения и зонирования, с большим – для заливающего света. Есть прожекторы белого света разной световой температуры, управляемые прожекторы RGB (CMY) для цветной динамической подсветки. Линейные светодиодные прожекторы с углом раскрытия от 15° до 30° ставят для подсветки снизу, «заливающие» прожектора – для подсветки верхней части зданий. Вертикально направленный свет (двунаправленные прожекторы) для колонн, портиков, барельефов;

Линейные светильники для архитектурной подсветки выпускаются с разной длиной, мощностью, углом раскрытия луча. Могут собираться в длинную светящуюся линию для подсвечивания карнизов. Подходят для подчеркивания деталей фасада – фризов, проёмов, балконов, а также для зонального освещения.

Точечные светильники имеют меньшую мощность (до 25 Вт), чем прожекторы. Подходят для локальной подсветки, выделения отдельных элементов фасада – колонн, балюстрад, рустов, цоколя.

Встраиваемые светильники устанавливаются для подсветки лестниц, фасадов, могут работать как UpLight или Downlight. Они небольшой мощности, с различным углом раскрытия. Трубчатые светодиодные светильники ставят для контурного освещения. Светят во все стороны, угол раскрытия 360°.

Рис. 3. Контурная светодиодная архитектурная подсветка, выполненная прожекторами и накладными светильниками

Можно еще использовать для работы над архитектурно-художественном освещением встраиваемые в грунт светильники, маркерные, кластерные, специальные.

Архитектурное светодиодное освещение

Если проследить эволюцию архитектурной подсветки, можно заметить, что она определялась развитием светотехники и появлением новых источников света с новыми качествами. Простые лампы накаливания сменялись галогеновыми, потом вперёд вышли ртутные, металлогалогеновые, добавив к заливке зональное освещение, и т.д.

Однако сейчас практически весь инструментарий архитектурной подсветки опирается на светодиодные источники света, из-за их исключительных характеристик. Подавляющее большинство клиентов нашей компании, Интера Лайтинг, уже полностью перешли на светодиоды.

Преимущества светодиодного освещения:

  • энергоэффективность – светоотдача достигает 150 лм/Вт, в полтора раза больше, чем у металлогалогеновых ламп (МГЛ);
  • эффект от светодиодных источников повышает их особое свойство – свет светодиодов направленный, сам идёт в нужную сторону;
  • срок службы в несколько раз больше, чем у МГЛ;
  • разнообразие фиксированных цветов;
  • большой диапазон цветовой температуры белого света (2700-6500 К);
  • изменяемые цвет подсветки (RGB технология) и цветовая температура света;
  • высокое качество света – большой индекс цветопередачи у фирменных диодов, отсутствие мигания;
  • эффективное управление светом – мгновенное включение (в отличие от металлогалогеновых), изменение светового потока источника (диммирование) и его цвета делают возможной динамическую подсветку;
  • особенности конструкции светодиодов позволили разработать новые формы светильников – линейки и гибкие световые шнуры.

Система управления в архитектурной подсветке

Переход на светодиоды ознаменовал также рывок в развитии компьютерных систем управления освещением (применение протоколов управления светильниками, возросшие возможности программирования).

Система управления – важная часть системы освещения, определяющая её уровень. Нажимая на кнопки, оператор получает полный контроль над всем освещением – включение-выключение, подсветка по зонам, изменение цветовой температуры, цвета, силы света, запускает динамическую подсветку.

Сценарии работы

В программе управления разрабатываются несколько сценариев работы освещения:

  • Вечерний сценарий – для вечера каждого дня, включается с наступлением темноты. Здание предстаёт во всей своей красоте до назначенного времени.
  • Дежурный сценарий – включающийся после вечернего, сохраняющий основные черты подсветки, но экономящий энергию за счет отключения части освещения. С рассветом наружный свет выключается.
  • Праздничный сценарий – включается подсветка, отдельно разработанная для праздничных дней (важных случаев), которая не входит в обычный вечерний сценарий (например, динамический свет). Для нее может специально привозиться и устанавливаться дополнительная аппаратура, например, для 3D-мэппинга.

Можно создать дополнительные сценарии с промежуточными параметрами, или чтобы здание каждый день недели выглядело по-разному – широкий простор для творчества светодизайнера.

Рис. 4. Три световых сценария для подсветки башни

Система управления также «воспроизводит» специально написанные сценарии динамического освещения, зависящие от объекта, установленного оборудования и задачи. Если к такому сценарию добавить ещё музыку, то эффект от праздника с концертом динамической светоживописи будет незабываемым.

Энергосбережение и снижение расходов в системах архитектурного освещения

Основные расходы на системы архитектурной подсветки – расходы на электроэнергию и на обслуживание (замена/ремонт переставших работать светильников). Энергосбережение нужно продумывать ещё во время проектирования. Снизит энергозатраты установка источников с высокой светоотдачей – светодиодов. Кроме того, светодиоды по своей конструкции дают направленный свет, делая выше эффективность светильника.

Другой способ – эффективное управление светом (расходом энергии) с помощью датчиков, а также применение сценариев. Датчик движения, так хорошо работающий на сокращение расхода энергии в обычных системах производственного и ландшафтного освещения, здесь не работает. Чтобы включить подсветку «минута в минуту», как только дневной свет угаснет, и выключить её с рассветом, не раньше и не позже, не тратя энергию сверх необходимого, устанавливают датчик освещенности.

Добиться значительного снижения расходов на электроэнергию можно правильной работой сценариев в управлении светом. Чтобы снизить расходы на обслуживание системы освещения, нужно еще на этапе проекта выбрать светотехнику с большим сроком службы, которая будет редко ломаться – надёжную, с высоким качеством.

Это не обязательно будет дорогая техника раскрученных иностранных брендов. Мы предлагаем качественную альтернативу по доступным ценам. Нам это удаётся из-за прямых закупок германских и японских комплектующих, без посредников, без переплат.

Проект архитектурного освещения

Архитектурное освещение начинается с проекта. Работу такой сложности с учётом функциональной и художественной составляющей подсветки может выполнить только организация с опытом таких разработок. На счету нашей компании Интера Лайтинг десятки выполненных проектов архитектурного освещения домов, офисов, торговых центров, госучреждений. Накоплен большой опыт, есть специалисты, программное обеспечение.

Читайте также:  Лампа для аквариума: расчет мощности подсветки для рыб и растений

Этапы работы над проектом

  1. Интервью с заказчиком. Он высказывает свои пожелания, обсуждаются характеристики планируемой системы архитектурного освещения, передаёт чертежи здания, а также план прилегающей территории, которые будут использованы в работе над проектом. Если чертежей нет или они не дают всей информации, потребуется фасадная съемка здания.
  2. Создаётся трёхмерная модель фасада (фасадов). Проводится расчет результирующей освещенности, применяется для этого профильное программное обеспечение. Учитываются нормативы, назначение объекта, его размеры, стиль и геометрия, расположение соседних зданий.
  3. Проектировщики подбирают тип, мощность и расположение светильников. Для предварительного расположения (исходя из опыта специалистов, геометрии здания и поставленных задач) проводится модельный расчёт, по его результатам в расположение и мощность источников вносятся корректировки, всё пересчитывается – до достижения нужного результата. Вычисляется нужное сечение проводки, прорабатывается схема прокладки кабелей системы освещения по нормам ПУЭ, ГОСТ 50571.8-94, НПБ 249-97. Здесь особенно важна квалификация исполнителей проекта. Грамотный проект может сохранить немалые средства на этапе монтажа и затем при эксплуатации.
  4. 3D визуализация архитектурного освещения – выполняется по просьбе заказчика. Большую часть информации человек получает зрительно, поэтому визуализация лучше всего доносит до заказчика идею о том, как будет выглядеть объект после окончания работ. Это облегчает согласование проекта.
  5. Заказчик получает готовый проект архитектурного освещения с монтажными схемами, спецификациями, сметами, расчетом энергопотребления.

Рис. 5. Опираясь на модель архитектурного освещения в специальной программе, проще соблюсти заданные нормы освещения, его мощность и тип, выбрать расположение каждого источника света

Разметка освещения, монтаж, сдача в эксплуатацию

Монтаж архитектурного освещения можно доверить только бригаде с опытом таких работ, со знанием тонкостей – например, того, что при монтаже нужно оставлять свободный доступ к проводам и источникам питания. У работников должны быть разрешения на работу на высоте и высотное оборудование.

Желательно, чтобы монтаж такой сложности проходил под контролем организации-проектировщика. Хороший для заказчика вариант, когда проектировщик и исполнитель – одна организация, которая будет полностью отвечать за результаты работы. Интера Лайтинг – одна из немногих компаний на российском рынке, которые выполняют весь цикл – проект, монтаж, пусконаладочные работы, сдачу в эксплуатацию.

Частые ошибки в системах архитектурного освещения

Самая страшная ошибка – концептуальная, точнее, отсутствие этой концепции, единого связного художественного образа. Важные элементы не выделены, незначительные – наоборот, выделены и так далее. Всё оборудование есть, но не работает «совместно», на один образ.

Остальные ошибки – технические. Основные причины их появления – недофинансирование проекта или низкая квалификация исполнителей, которые не уделили необходимого внимания незначительным, на их взгляд, деталям.

Самые частые из таких ошибок:

  • неравномерная яркость по фасаду, свет от одной группы светильников заметно ярче света от других;
  • неодинаковая цветовая температура светильников, заметные «пятна»;
  • нет эффекта от правильно выстроенного освещения, здание выглядит тускло – не хватает мощности установленных светильников;
  • не был скорректирован уличный свет, в результате низ здания подсвечен уличными фонарями, а не штатной подсветкой;
  • монотонная заливка фасада без подчеркивания или выделения элементов архитектуры, безликое здание – возможно, проект не был доведён до конца, не установлены локальные подсветки;
  • слишком яркий, кричащий свет, резко выделяющийся на фоне соседей – не были учтены существующие нормы. Ночное освещение зданий и прилегающих территорий – объект регулирования городского правительства. В Москве есть постановление о «Концепции единой светоцветовой среды» (от 11/11/2008 г. №1037-ПП), где сформулированы все требования к подсветке улиц и зданий.

Ошибок, связанных с недостаточной квалификацией исполнителей, можно было бы избежать, выбрав подрядчика, отвечающего за свою работу. Наша компания, Интера Лайтинг, очень серьёзно относится к своей репутации. Мы следим за качеством оборудования, соблюдает нормативно-правовые нормы и даём гарантию на нашу работу.

Сложности с выбором светильников?

Подготовим полный расчет стоимости, необходимого оборудования и 3D визуализацию для освещения вашего объекта. Это БЕСПЛАТНО – еще до покупки и заключения договора, вы сможете узнать: «Сколько и какие светильники подойдут?», «Сколько это будет стоить?», «Как это будет выглядеть?» и даже «Сколько будет наматывать счетчик?».

Виды, задачи и требования к контурной подсветке зданий

Один из лучших способов на сегодня задать уникальное декоративное оформление фасаду любому сооружению – это контурная подсветка. Она не только украшает внешний вид объекта в темное время суток, но и устраняет или скрывает многие его недочеты, допущенные строителями.

Однако прежде чем начать установку оборудования, необходимо изучить все особенности такой системы подсветки. Поэтому рассмотрим, каковы общие задачи такого освещения, нормы, правила и требования предъявляемое к нему, а также его разновидности и типы применяемых светильников.

Общие задачи фасадного освещения

Основной задачей контурного освещения сооружения является декорирование внешнего вида. Для значимых объектов (деловых центров, ресторанов, гостиниц, увеселительных заведений) оно к тому же является частью механизма привлечения посетителей.

Разноцветная иллюминация придает неповторимый облик зданию конкретного профиля и выделяет тем самым его не только на фоне других сооружений, но и в среде конкурентов, придавая ему особый статус.

Помимо этого, контурная подсветка имеет и практическое применение:

  1. Улучшение видимости в темное время суток площади рядом с объектом.
  2. Повышение общего уровня безопасности дворовых территорий, парковок, улиц, входов в строения.

Обратите внимание! По решаемым задачам контурная подсветка может быть декоративной и функциональной. Первая ставит цель улучшить внешность строения, вторая – повысить уровень освещенности рядом, а также украсить фасад. При этом для каждой из них выбирается определенный тип светильников, от которых в свою очередь зависит стоимость всего проекта, его эксплуатационные особенности и итоговый облик сооружения.

Нормы, правила и требования

Наружная контурная подсветка отличается от прочих систем освещения не только внешне, но и по многим техническим характеристикам. При проектировании обязательно учитываются малейшие геометрические особенности фасада, их количество и пространственное расположение. От этого во многом зависит тип применяемых светильников, место их установки и прокладки электропроводки, а также способ управления.

Читайте также:  Освещение в спальне с натяжными потолками: без люстры точечными светильниками, с люстрой, схемы расположения, подборка идей

Нормы

По светотехническим характеристикам все световые приборы контурной подсветки должны соответствовать следующим нормативам:

  1. Светильники должны иметь корпуса и лампы, предназначенные для наружной установки.
  2. Такой параметр, как кривые силы света должны находиться в заданном диапазоне значений для фасадной эксплуатации.
  3. Рассеивание светового потока должно быть в рамках 10-60 градусов.

Монтаж освещения контурной подсветки должен быть выполнен так, чтобы светильники не приводили к эффекту ослепления людей на улице, в авто на проезжей части и через окна в помещениях рядом расположенных зданий.

Правила

Главные правила по установке приборов контурной подсветки:

  1. Для освещения колонн и аналогичных по форме элементов фасада используются прожекторы с малым углом светового потока.
  2. Чтобы подсветить карнизную область применяются узкие длинные светильники.
  3. Подсветка части стены между окнами первых этажей выполняется с помощью отдельно установленных приборов.
  4. Для отображения скульптурных элементов устанавливаются галогенные лампы (с цветопередачей не менее 80).
  5. Яркость освещения должна находиться в рамках от 3 до 10 кд на каждый м 2 поверхности фасада.

Важно! Чем сложнее в архитектурном плане объект, тем раньше нужно планировать его контурную подсветку – еще на стадии строительства. Для крупных сооружений применяют специальные компьютерные программы, позволяющие достаточно точно рассчитать все параметры и без проблем согласовать проект в соответствующих инстанциях.

Требования

Особенности контурной подсветки зависят далеко не только от желаний заказчика. На тип выбираемого оборудования и место его монтажа оказывают действие: стиль сооружения, наличие внешних элементов и их габаритов, подсветка от соседних объектов, освещение дворовой территории, тип отделочных материалов, а также назначение строения. Все это также влияет и на светотехнические характеристики светильников, а именно – мощность, механизм свечения (лед, галоген, спираль накала), участок спектра цветовой температуры и итоговый оттенок.

Основные виды контурной подсветки фасадов

Архитектурные особенности сооружения диктуют свои требования к световому оформления фасада. Поэтому существуют следующие основные виды контурной подсветки:

  1. Локальное. Состоит из узконаправленных пучков света, образуемых настенными прожекторами различной яркости. Позволяет подчеркнуть рельефные особенности экстерьера. Это самый экономичный и универсальный вариант – подходит под любое оформление и материал.
  2. Заливающее. В отличие от вышерассмотренного варианта для этого типа контурной подсветки также используются прожектора, но с более широким пучком света. Кроме того, они устанавливаются вне – на земле или столбах и светят на стены. Как правило, их не устанавливают для жилых домов из-за ослепляющего эффекта окон.
  3. По периметру. В качестве светильников применяют лед-полоски, неоновые трубки, led-neon и другие линейные источники света. С их помощью выделяют периметр и отдельные элементы сооружения.
  4. Фоновое. Здание выделяется за счет расположенного позади светящегося фона. Это позволяет обозначить контуры сооружения, например, древнего замка или дворца. Базой служат светодиодные трубки.
  5. Световые фасады. Выполняется только на объектах с полным остеклением фасада. Подсветка устанавливается внутри помещения и светит наружу. Используются самые разные светильники.
  6. Динамическое. Система позволяет задавать программу контурного освещения с изменением яркости, цвета, времени и скорости перехода между световыми эффектами.

Виды используемых светильников

Для контурного фасадного освещения применяют практически все, существующие на сегодня виды светоисточников. Однако в отличие от аналогов для внутреннего освещения, светильники для внешней подсветки должны соответствовать уличным условиям эксплуатации и обладать следующим набором параметров:

  1. Сохранение работоспособности в любом климате.
  2. Герметичное исполнение корпуса.
  3. Электро- и пожаробезопасность.
  4. Ударопрочность и вандалостойкость.
  5. Полная влаго-, пылезащита (от IP65).
  6. Ремонтопригодность, комфортное обслуживание.
  7. Антикоррозионная стойкость.

По конструкционным особенностям и месту установки приборы для контурной подсветки делятся на:

  1. Грунтовые.
  2. Точечные.
  3. Встраиваемые.
  4. Линейные.
  5. Акцентирующие.

Их оснащают лед-кристаллами, галогенными или люминесцентными лампами.

Совет! При выборе светильников для контурной подсветки, отдавать предпочтение лучше светодиодным моделям. Они выпускаются в широком разнообразии внешнего исполнения – от лампочек и прожекторов до лент и шнуров. При этом ярко светят, потребляю мало энергии, отличаются большой вариацией оттенков и долговечностью.

Основные выводы

Контурная подсветка зданий применяется как для улучшения декоративных свойств фасада, так и с практической стороны – для повышения видимости в темное время суток на прилежащей территории. Приборы освещения, применяемые для такой системы освещения, должны отвечать следующим требованиям:

  1. Сохранять рабочие параметры в любую погоду в уличных условиях.
  2. Рассеивание светового потока находиться в рамках значений от 10 до 60 градусов.
  3. Корпус должен иметь хорошую защиту от основных внешних факторов – ударов, осадков, пыли, дождя и влаги.

В зависимости от назначения здания и его архитектурных особенностей контурная подсветка может иметь несколько модификаций – локальную, заливающую, подчеркивающую периметр, фоновую, динамическую и в виде светового фасада.

Если вы имеете информацию о том, какой еще может быть контурная подсветка или просто хотите дополнить сведения по любому из рассмотренных пунктов, обязательно поделитесь этим в комментариях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: