Свет на сцене: как называется, принципы его размещения, выбор светового оборудования

Освещение сцены: профессиональный подход к выбору оборудованию.

Сценическое освещение — это приём, позволяющий дополнить реальность действия, визуальные образы актеров акцентами. Пространство действия и слушателей взаимодействует между собой на протяжении всего концерта. В данном случае освещение на сцене создает необходимую атмосферу, управляет вниманием зрителей, а также подчеркивает мимику, жесты, даже звуки.

Освещение сцены требует профессиональных знаний, грамотного подхода к выбору оборудования, его размещению по залу, вдоль сцены. Свет во время театральной пьесы, выступления хора или танцевального коллектива отличается интенсивностью, направленностью. В нашей статье мы постараемся показать интересные аспекты сценического освещения.

Назначение сценической подсветки

Сценическое освещение очень мощное, это искусственный свет, который играет ведущую роль не только в театре, доме культуры, но и на сцене школьного актового зала. Все параметры реализуются с помощью светильников, прожекторов и софитов. Главным фактором качества освещения считается угол направленного потока света. Для процесса сценического освещения важны некоторые правила:

  • освещение – это часть действия, которая подчеркивает ключевые события выступления, управляет вниманием людей, сидящих в зале;
  • схема размещения светового оборудования зависит от направления конкретного мероприятия и тщательно планируется заранее;
  • количество оборудования выбирают согласно, поставленной задачи и размеров конкретной сцены. Для значительных площадок монтируется многоуровневые конструкции подсветки;
  • для мероприятия режиссер и сценограф разрабатывают влияние света на действие; заранее отрабатывают несколько вариантов;

Важно: Выступление эстрадного певца или танцевального коллектива отличается коренным образом, в том числе светом.

Варианты освещения

Всё освещение сцены подразделяется по виду, расположению и мощности ламп, а также количество зависит от габаритов концертного зала. Рассмотрим подробнее существующие варианты.

  • статическое – используют во время концертов, театральных постановок, для полноценного восприятия действия. Данный вид подчеркивает отдельные части сцены, актерскую игру, образы, созданные с помощью костюма и грима, а также декорации.
  • динамическое – используют как элемент шоу, подходит для веселых конкурсов или для яркого оформления перерывов между номерами. Внимание зрителей переключается, согласно сценарию мероприятия.
  • фоновое – это прожекторы, которые используются для заливки пространства, чтобы отсутствовали тени.
  • декоративное – это световые экраны для сцены, использование лазерных цветных светильников. Цвета на сцене двигаются в такт музыке, с помощью оборудования.
  • спецэффекты создаются специальным стробоскопом, который предназначен создавать световые эффекты, переходы цвета, подвижные рисунки, лазеры и зеркальные системы.

Важно: Приборы для создания креативных эффектов предназначены только для того, чтобы создавать цветные шоу, а выступающих не освещают.

Световая аппаратура, многообразна и важно, выбирать правильный вариант подсветки, когда основных углов падения луча будет несколько. Разработано нескольких видов монтажа, а каждый из них требует конкретного оборудования.

  • верхнее — представляет собой прожекторы или софиты, установленные в несколько рядов над пространством сцены. Разделяются условно на первый, второй, третий план;
  • боковое – это оборудование, устанавливается по бокам от кулисы на портальные галереи.
  • выносное − освещение по краю сцены бывает расположено по переднему периметру сцены, а также на осветительных балконах.
  • горизонтное – это специализированный задник полукруглой формы, подчеркивает «видимый горизонт» из портера.
  • специальное – театральное освещение, имитирует источники натурального огня, например костёр или свечи, изготавливают к спектаклю.

Важно: Монтаж светового оборудования для театральной постановки или симфонического концерта выполняют в соответствии с проектом сценографа, соблюдая все правила техники безопасности.

Освещение одним источником света

Самый сложный для творческой реализации вариант освещенности представлен одним источником. Подходит для выступления солиста или чтеца. Реализовать задачу можно при расположении светильников на большом расстоянии от сцены. Следует правильно выбрать мощность прибора, чтобы исполнители на сцене были в комфортном луче света.

Поток из одного софита не используют для перемещения света или акцентирования на определенных участках. Такой вид подсветки подходит для оборудования актового зала учебного заведения. Следует помнить, что от размера светильника зависит яркость тени. Маленький прожектор даёт самую контрастную тень.

Важно: Некоторые цвета на сцене под воздействием искусственного света меняют оттенок, поэтому необходимо проводить репетицию в сценических костюмах.

Освещение несколькими источниками света

Как правило, на мероприятии используют сразу несколько источников света одновременно. При правильно поставленной задаче и наличии оборудовании легко решается на концертах. Оборудование устанавливают, так чтобы охватить несколько планов, каждый из которых требует наличия разных систем прожекторов. Использование нескольких типов светильников позволяет работать в пределах схемы действия на сцене.

Подвижность, мобильность современных приборов, дистанционное управление, разнообразие ламп, позволяет воплотить идею сценографа, а каждое мероприятие сделать уникальным для зрителя конкретного жанра. Для этого стоит использовать одновременно много светильников, смело комбинировать осветительные модули, использовать направление потока света в пространстве.

Всё пространство сцены делят на части — участки, за каждым из которых закрепляется оборудование и регулируется освещение в соответствии со сценарием. Задний план освещают дополнительно, если требуется создать объём и глубину на сцене.

Для того, чтобы грамотно организовать освещение сцены, необходимо учитывать план реализации проекта, действовать согласно замыслу сценографа, а также наших рекомендаций. Подобрать осветительные приборы и расположить оборудование, таким образом, чтобы мероприятие получилось качественным и незабываемым важно для имиджа организации.

Свет для сцены и принципы его размещения

Мы воспользуемся секретами мастеров театральных академий. После прочтения вы поймете, как строить световую картину в зависимости от сюжета и настроения шоу.

Свет помогает обратить внимание зрителей на нужные объекты, черты лица или особенности походки, при этом скрывает то, что в данный момент было бы лишним, неуместным. Можно легко убрать тени или, наоборот, сделать объект более рельефным. Но важно не потерять выразительность, «пересветив» его.

Читайте также:  Виды естественного освещения: источники, какое бывает, нормы

Можно также создавать иллюзии, «обманывая» зрителя, тем, что свет от декоративных фонарей на самом деле также усиливается прожекторами с потолка. Если источника не видно, повышается правдоподобность шоу — используйте это.

Как выбрать угол падения света

Используется пять основных вариантов расположения и угла наклона светильников по отношению к освещаемой зоне:

Горизонтальный — идет прямо и совпадает с тем, как смотрит зритель.

Задний — подсвечивает объект сзади, может быть спрятан за ним.

Боковой — исходит со стороны, возможно, из-за кулис.

Верхний — расположен на потолке или балке.

Рамповый — исходит снизу, иногда буквально из-под ног объекта или перед ним.

Верхний передний — совмещенный вариант;

Диагональный — уходит в сторону и сверху или снизу.

Теперь разберем каждый угол и попытаемся понять, какое настроение можно им передать.

Плоский свет — это база, такая картинка обычно малоинтересна и служит скорее в качестве служебной.

Задний свет дополняет картину, в чистом виде может произвести излишне пугающее или драматичное впечатление, четко выделяя силуэт.

Свет сбоку смотрится интересно и непривычно, в обычной жизни практически не встречается.

Верхняя засветка будто бы давит, выглядит монументально.

Рамповый считает более концертным вариантом и достаточно искусственно выглядит на постановках.

Верхний передний создает натуральное освещение, помогает зрителю погрузится и поверить в происходящее.

Диагональный образует интересные тени, выражает сакральность или необычность происходящего.

Как совмещать разные углы сценического освещения

Разные углы подсветки раскрывают новые грани объекта или взаимодействуют с образом актера. Можно подобрать драматичный и контрастный прожекторы, расположив их под разными углами для цельного образа. Также разные стороны площадки осветит динамичная светомузыка.

Делайте один источник света главным, остальные пусть вторят ему, дополняя общую световую картину. Так получится более выразительно и без мешанины. Не бойтесь ослабить интенсивность вспомогательных ламп. Главный прожектор может имитировать луну или солнце, либо просто выделять действующее лицо.

Не переборщите с комбинацией углов подсветки, выберите 1-2 приоритетных и определитесь с эмоциональным фоном, который пытаетесь создать. Иногда минимализм скорее сыграет на руку, а избыток только размоет общее впечатление у наблюдателей.

Если делать объекты контрастными, ярко подсвечивая их сзади, то это изменит то, как их воспринимает зрители. Даже отдаленная фигура покажется более близкой, что тоже надо учитывать. попробуйте умышленно задействовать этот эффект для большей выразительности.

Реалистичный свет на сцене — это то, что имитирует уличные фонари, солнечные лучи либо настольные лампы. Это очень важно соблюдать при большинстве постановок, в которых действие происходит в реальном, а не фантастическом мире. Тщательно подбирайте не только углы наклона, но и цветовую температуру источников, чтобы они казались достаточно теплыми и передавали естественные оттенки.

В данном разделе можно вывести несколько базовых правил работы:

Делайте картинку динамичной, иначе зрителю надоест, он начнет утомляться, наблюдая одно и то же настроение со сцены. Действие должно передаваться и подчеркиваться в деталях.

Нет ничего лучше света, чтобы подчеркнуть форму или линии.

Не перебарщивайте с драматичным полумраком, иначе зритель не разглядит нюансов.

Глубокие тени придают контраста и сделают сцену более полной, запоминающейся.

Рекомендуем тренироваться в создании различного настроения с помощью света и делать это постоянно, а не только на реальных перфомансах и шоу. Отточить мастерство можно за пару лет или раньше, но это требует огромного практического опыта.

Вдохновляйтесь чужими работами, фотографиями, клипами и фильмами, всегда обращайте внимания, как связан свет в кадре и настроение, которое передается при просмотре. Старайтесь повторить это самостоятельно. Желательно записывать и сохранять свои наработки, показывать их более опытным коллегам.

Практикуемся в построении освещения

Простейшие упражнения можно повторить даже дома, воспользовавшись любимыми светильниками, торшерами, фонариками и декоративными свечами. Начните экспериментировать, и сразу увидите, что мастерство — это умение обходиться малым, а не только опыт работы с дорогими сетами светотехники и пар прожекторов.

Первое упражнение. Находим угол

Найдите или соорудите сами статичный предмет, который можно подсвечивать с различных положений. Идеально, если это будет кресло или статуя, что-то достаточно масштабное и интересное.

Определитесь с точкой, откуда будет смотреть зритель (в данном случае вы сами).

Расставьте три лампы и поиграйте с их положениями.

Подумайте, какие стороны освещаемого объекта и какие качества выделяет каждый из источников. Попробуйте изменить его восприятие, полностью переставив их.

Также поменяйте яркость или оттенки ламп, эти детали помогут усилить впечатление.

Не забывайте главную идею, один источник должен доминировать в картине. Будет еще лучше, если вы попробуете включить в эксперимент цветные профильные прожекторы или иное RGB сценическое оборудование.

Второе упражнение. Как рисовать светом

Загляните в блоги, журналы и издания о шоу-тематике. Посмотрите, как выстроена картинка на каждой фотографии, какие светильники и как, с какой целью применил светотехник. Попытайтесь понять общий принцип, который стоял за этим. Какое настроение пытался передать создатель? Что можно изменить или улучшить в имеющейся картинке? Как можно воссоздать похожую атмосферу с помощью той техники, которой располагаете вы? Такие вопросы должны возникать у вас при просмотре любых визуальных материалов. Исходя из этого, подбирайте софиты под конкретную задачу.

Старайтесь найти лучшие и худшие примеры всех типов сценического освещения. Не бойтесь мысленно критиковать даже популярные шоу или площадки — ошибки в оформлении могут допускать все. Также это поможет более широко мыслить.

Читайте также:  Подключение уличных светильников: как установить фонарь своими руками, схема

Третье упражнение. Ищем свет

Обращайте внимание на то, что вас окружает в повседневности. В каких ресторанах или залах наиболее приятно находиться? Где атмосфера приветливая, а где слишком гнетущая? Ведь это все также создается за счет освещения. Где холодный свет ламп приносит контрастности и более строгой атмосферы? Как мелкие лампочки выигрывают перед одним единственным источником?

Постарайтесь запомнить эти нюансы и в дальнейшем перенести их на сценическое действие. Попробуйте передать атмосферу спальни, камерного кабинета, жизнерадостного парка, библиотеки. Это эффективная тренировка, которая поможет сделать постановки правдоподобнее, они запомнятся зрителям. Театральные прожекторы помогут создать реалистичную обстановку, имитируя свет от вывесок или ламп накаливания.

Четвертое упражнение. Работаем с актером

Повторите все, что мы делали в первом упражнении, но прибавьте к этому живую модель, которая может двигаться и также передавать определенное настроение, стиль и колорит. В каком освещении этот человек будет наиболее харизматично смотреться? Какой свет скроет недостатки? Как подчеркнуть силуэт, добавить драмы и дерзости? Как сформировать печальную, спокойную и светлую обстановку при участии этого персонажа?

С этой практикой вам откроется огромное поле для творчества. Каждый человек индивидуален, но общие закономерности оформления вы поймете. Регулируйте все параметры, пока светильники идеально не передадут вашу задумку. Попробуйте ввести ограничения, например, по цвету или дистанции ламп.

Пятое упражнение. Увеличиваем количество инструментов

Используйте сразу пять базовых углов освещения из тех, что мы упомянули в начале статьи. Теперь перед вами будут стоять более тонкие задачи по передаче нюансов и стилистики, характера ситуации и персонажа в ней.

Сначала просто включите поочередно источники и почувствуйте тот стиль, настроение, которые они помогут сформировать.

Затем сочетайте их, включая по 2-3, но не одновременно. Понаблюдайте, что смотрится наиболее выигрышно, а каких эффектов стоит избегать.

Не забывайте выбрать один доминирующий источник в картине.

Подберите наиболее выигрышное освещение для модели.

Затем резко поменяйте его, кардинально меняя восприятие человека. Попробуйте сделать его подозрительным, злым, стеснительным, опасным.

Затем переходите к другим настроения. Сможете ли вы с помощью имеющегося света сделать его или ее более загадочной? Попробуйте передать другие стороны личности — доброта, смущение, нервозность, уверенность, возбуждение, страх, интерес.

Сфотографируйте наиболее интересные результаты и сравните их между собой. При этом не нужно жестко критиковать или оценивать их, так как это скорее творческая импровизация.

Шестое упражнение. Правдоподобный, натуральный свет на сцену

Используйте яркие источники и расставьте их вокруг модели таким образом, чтобы образовалось минимум теней и картина напоминала полуденное время. Затем поэкспериментируйте и превратите это в лунную ночь. Результат должен получиться максимально естественным. Здесь также все решает один главный излучатель света, остальные лишь поддержат получившийся эффект.

Седьмое упражнение. Эксперименты с цветным светом

Попробуйте сымитировать следующие ситуации сценическим светом, используя модель, цветные фильтры и RGB заливной свет:

морозный день в лесу;

тропический жаркий полдень;

обстановка строгого кабинета;

ночные неоновые огни;

Вы можете придумать свои локации и ставить себе все новые и новые необычные задачи. Вашей главной целью остается передача эмоций, настроения, всего происходящего, что имеется сценарии.

Восьмое упражнение. Драма

Попробуйте осветить человека в центре комнаты так, чтобы это выражало глубокие эмоциональные состояние — ярость, ненависть, вожделение, страх, нежность, зависть. Вы можете воплотить и оживить все смертные грехи или же воссоздать образы мифологических героев и библейских сюжетов. Попробуйте это упражнение с единомышленниками.

Девятое упражнение. Расширение масштаба

Перенесите результаты предыдущих упражнений на большую площадь — на нескольких человек или участок сцены целиком. Расширяйте освещаемое место, стараясь сохранить ту аутентичную атмосферу, что вы создали путем игры с цветами и количеством источников. Так вы максимально приблизитесь к цели — создать не точечный свет, а оформить всю сцену целиком, повторяя идею или замысел режиссера. Пользуйтесь цветомузыкой для трехмерного эффекта.

При этом избавляйтесь от паразитной засветки или излишне темных участков, не забывайте про динамический диапазон картинки. Вы должны использовать не только свет для сцены, но и тени себе на пользу. Также сцена должна быть живой или готовой ожить, картинка не должна оставаться статичной.

Получите консультацию по сценическому освещению у специалиста:

  1. Консультация является бесплатной.
  2. Специалист перезвонит в течение: 30 минут.

Основы сценического света

Поскольку сценическое освещение является искусством, то невозможно формализовать и определить общий подход к освещению сцены. Однако несколько принципов построения всё же можно выделить:

Первый принцип – сценическое освещение не существует само по себе, а является основой для создания визуального образа, который должен подчеркнуть происходящее на сцене действие и пространство. Предположим на мгновение, что на сцене нет света. Что мы увидим? Ничего. Теперь представим, что для выступления рок-группы и танцевального коллектива русских народных инструментов будет использоваться одно и то же сценическое световое оформление. Это вызовет недоумение, поскольку то, что будет хорошо выглядеть в первом случае, совсем не подойдет во втором случае. Не всегда сценический свет является основным элементом мероприятия. Например, когда мы случаем классическую музыку, исполняемую симфоническим оркестром, то нам важна сама музыка, то есть сценическое освещение в этом случае играет вспомогательную, второстепенную по сравнению с музыкой роль. Можно ли тогда совсем его убрать? Нет. Световое оформление, кроме всего прочего, является необходимым элементом визуальной связи между исполнителями и слушателями. В зависимости от музыкальных акцентов мы обращаем внимание, то на одну группу музыкантов, то на другую, то на дирижера и т.д. Свет, оставаясь статичным, подчеркивает мимику и жесты солистов, музыкантов, дирижера, красоту и блеск инструментов и др. Всё это в совокупности создаёт торжественную атмосферу, которая вместе с музыкой создаёт у слушателей настроение.

Читайте также:  Освещение в гараже: какое лучше выбрать (бюджетный вариант из светодиодной ленты)

Второй принцип. Сценическое освещение не может быть монотонным на протяжении всего действия. Закончилось исполнение одного произведения, можно дать больше света на музыкантов и выделить дирижера, когда он повернулся к слушателям лицом. Как в танцах и в музыке, в световом оформлении должны быть акценты и паузы, динамика, стиль и гармония. Если музыка

Третий принцип. Четкая видимость происходящего. Здесь возникают вопросы как о количестве света, необходимого для оформления того или иного сценического действия, так и распределение света во всем сценическом пространстве. В зависимости от сценической постановки, исполнители выходят из-за кулис и могут перемещаться по сцене в различных направлениях, подниматься или спускаться по лестнице и др. Иногда поступают наоборот, когда сначала создаётся атмосфера и настроение, а потом действующих лиц выделяют антуражным светом следящего прожектора.

Четвертый принцип. Художник по свету должен четко понимать, что он освещает: исполнителей, декорации, какой-то определенный элемент архитектуры или декорации на сцене, пространство сцены, задний план и др., когда по времени необходимо произвести освещение предмета. При таком подходе становится понятным назначение каждого источника света в световом решении, и не нужно будет судорожно бегать от одного прибора к другому, выясняя, какой прожектор отвечает за то или иное световое пятно на сцене. С другой стороны художник по свету должен работать совместно с другими участниками постановочной группы, чтобы понять замысел общей постановки и правильно передать его идею в световом сопровождении.

Освещение сцены можно выполнить с помощью одного или нескольких источников света.

Использование одиночных источников света

Данный вариант реализовать достаточно сложно, поскольку для освещения сцены потребуется весьма мощный осветительный прибор, который, кроме того, для освещения всей сцены должен находится на значительном расстоянии от неё. Свет от такого прибора практически не управляем, не говоря уже о невозможности получить световые акценты. Однако, если на сцене находится один исполнитель, то такой приём может быть эффективным, когда он подчеркивает место и время действия, например: певец исполняет балладу в мягком свете желтого света прожектора в небольшом тумане или в свете прозрачного синего луча с одновременным задымлением пола сцены. Поскольку уровень освещенности обратно пропорционален квадрату расстояния до источника света, то при перемещении действующих лиц в глубь сцены их освещенность резко падает. Предположим, что источник находится на расстоянии 20 метров. Если актер переместится на 5 метров в глубь сцены, то уровень освещенности упадет более чем в 2 раза. Поэтому для освещения сцены обычно используют несколько источников света.

Один из принципов сценического освещения соотносит размер источника света и получающуюся при этом тень: чем меньше источник, тем резче тень и наоборот. Резкость тени повышается при увеличении расстояния до источника.

Освещение сцены с использованием нескольких источников света

Сценическое освещения составляют: передний, задний, нижний, верхний, боковой свет и их сочетания. Это могут быть точечные источники света – прожекторы, сканеры, приборы полного вращения и др. или линейные источники – светильники, рампы, световые панели, экраны и др. Использование нескольких источников света позволяет художнику по свету контролировать и управлять такими параметрами как: освещенность, сила света, направление, распределение, цветность и движение в любой части сцены. Для этого он может выбирать световые приборы, изменять их параметры по световому излучению, используя фильтры, отражатели, трафареты и др., задавать местоположение в пространстве и определять направление света.

Подходов к использованию нескольких световых приборов может быть несколько:

  • для каждой сцены использовать определенную группу световых приборов
  • для всех сцен использовать одинаковую основу для светового оформления, а сами сцены подчеркнуть добавлением основных и (или) вспомогательных групп световых приборов.

При этом необходимо найти тот необходимый и достаточный минимум световых приборов, с помощью которого можно реализовать замысел художника по свету. Избыточное использование световых приборов вызывает примерно такой же эффект, когда вместо музыкальной композиции слышна “каша” из звуков различных инструментов.

После того, как мы рассмотрели варианты освещения сцены, давайте поговорим о том, что мы будем освещать на сцене. Прежде всего, это исполнители. В зависимости от сценического действия, исполнители могут как находится в одном месте, так и перемещаться по сцене. Например, музыканты группы или группа бэк-вокала стоят на месте, а солист и группа танцевальной поддержки перемещаются в своем рабочем пространстве. Солирующие исполнители – главные исполнители на сцене, поэтому их дополнительно “подсвечивают” и “ведут” при их перемещениях по сцене, что позволяет сделать на них акцент при любом их местоположении. После решения вопроса освещения исполнителей, далее приступают к световому оформлению окружающего пространства, декораций, задника сцены и др. для создания необходимой композиции, передающей атмосферу и настроение. При этом необходимо учитывать архитектуру и геометрию сцены, а также взаимное положение исполнителей. Поскольку освещение исполнителей производится в определенном световом интерьере сцены, то их нужно каким-то образом вписать в него, чтобы получить цельную композицию. Для этого используются светильники и прожекторы, которые будут освещать декорации, задавать тон и яркость декораций и сценического пространства. Можно также использовать рампы с установленными пленочными или стеклянными фильтрами разных цветов для получения необходимого светового микса.

Читайте также:  Свет в гараже без электричества: как сделать подсветку от аккумулятора 12 вольт

Для удобства всё сценическое пространство разделяют на области: авансцена – передняя часть сцены, среднюю и заднюю часть, которые могут быть условно разбиты на несколько, желательно нечетное количество (чтобы видеть центральную линию сцены) участков. В результате мы получаем матричную структуру, которая в зависимости от площади сценического пространства может состоять от 9 до нескольких сотен участков при масштабном шоу. Такое разбиение на участки необходимо для того, чтобы определить для каждого светового прибора или их группы рабочий участок на сцене, который они будут освещать.

Отдельно следует уделить внимание освещению заднего плана, который может визуально изменять глубину сцены.

Для заливочного света и подсветки используют лучи с размытыми краями, чтобы обеспечить плавность переходов световых пятен. Проекция и подсветка пространства производится лучами с резкими контурами.

Уроки для художников по свету от Нейла Фрейзера

Уроки сценического освещения. Часть 1. Введение

Нейл Фрейзер: «Работая над этой статьёй, я предпринял попытку перечислить, чего мы стремимся достичь с помощью сценического освещения. Конечно, не всё из сказанного будет верным в каждом конкретном случае, получившийся список — это моя попытка как можно полнее ответить на этот вопрос».

Итак, сценическое освещение:

  • даёт нам возможность видеть происходящее на сцене,
  • характеризует место и время действия пьесы,
  • сообщает нам о настроении сцены,
  • высвечивает те места, которые особенно важно видеть,
  • придаёт сцене необходимую привлекательность,
  • подчёркивает жанр и стиль пьесы,
  • покоряет нас специальными эффектами.

Работа художника по свету заключается как раз в том, чтобы знать, как достичь всего этого наиболее эффективным способом (конечно, в соавторстве с другими людьми : режиссёром,художником-постановщиком и т. д.) Это знание включает в себя несколько аспектов, которые мы обсудим в рамках этого курса, а именно:

  1. угол,
  2. форму,
  3. цвет,
  4. движение
  5. и композицию.

Для начала отметим, что первые три пункта (угол, форма и цвет) характеризуют сам свет, тогда как последние два (движение и композиция) описывают то, как мы используем этот свет для создания световых картин.

Все пять составляющих жизненно необходимы: с их помощью мы рассказываем историю, создаём настроение или просто передаём зрителям определённую информацию. То, как мы это делаем, зависит от того, что мы успели узнать о природе света, о том, как он работает — этот опыт мы получаем, накапливаем и систематизируем всю свою жизнь, с самого рождения.

Опираясь на эти знания, художники по свету решают, под каким углом будет освещаться каждая сцена, какими должны быть цвет и форма лучей, как всё это выстроится, и как будет меняться в соответствии с замыслом пьесы. Зрители тоже не остаются в стороне. Они становятся экспертами по интерпретации световых картин, хотя зачастую не осознают этого. С этой точки зрения мы можем говорить об эффективномосвещении-то есть, о таком освещении, которое позволяет зрителям уловить смысл и ощутить настроение световой сцены.

Для большей части световых решений не существует понятий «правильно» или «неправильно», и это очень важно, поскольку позволяет художнику по свету реализовывать его собственное понимание, собственный стиль. Однако Нейл Фрейзер настоятельно советует начинающим художникам по свету уточнять и развивать свои идеи в сторону эффективного освещения. Для этого существует несколько способов.

1. Практика. Используйте каждую возможность протестировать ваши идеи, пробовать что-то новое, исследовать и творить,

2. Наблюдение. Везде — в помещениях и на улице, в кино и в реальном мире — обращайте внимание на свет и определяйте, каким образом он был получен и как вы сможете воссоздать его на сцене.

3. Обучение. Учитесь у живописцев использовать свет и выстраивать композицию своих картин.

Хорошими примерами могут стать творения Рембрандта, Караваджо или Дэвида Хокни.

Самое главное — начать размышлять о том, как «работает» свет и как мы можем это использовать. Это — первое практическое задание для тех, кто хочет стать настоящим профессионалом в области сценического освещения.

В следующем выпуске серии — «Getting an angle on lighting» — Нейл Фрейзер рассказывает о том, как выбрать правильный угол для освещения. Желаем вам творческих успехов!

Часть 2. Найти нужный угол

Во втором уроке Нейл Фрейзер отвечает на вопрос, откуда должен падать свет на сцену, рассказывает о различных углах освещения и предлагает целый ряд полезных упражнений для построения световых картин.

Выбирая угол, под которым падает свет, важно найти компромисс между тем, насколько ясно публика видит освещаемый объект, и драматическим восприятием этого объекта. Прекрасно, когда воплощаются обе идеи, но часто одна из них вытесняет другую. Например, так происходит, когда кто-то пытается сделать объект более заметным для зрителей и убирает тени, придающие ему нужный характер.

Обычно, глядя на угол, под которым падает свет, мы можем предположить, где расположен его источник. Сложнее определить, какой именно источник излучает свет: солнце, настольная лампа или уличный фонарь. Так, интерпретируя свет на сцене, публика может и не провести аналогии между углом падения света и знакомым ей реальным источником света.

Основные углы освещения

Ниже перечислены пять основных углов, характеризующие расположение источника света по отношению к освещаемому объекту:

  1. Горизонтальный (плоский) свет – свет, падающий прямо на объект по линии взгляда зрителя
  2. Задний свет – свет, исходящий сзади и сверху
  3. Боковой свет – свет со стороны на уровне объекта
  4. Верхний свет – источник расположен прямо над объектом
  5. Рамповый свет – источник расположен перед объектом снизу
Читайте также:  Освещение в подъезде и на лестничных клетках МКД: нормативы и правила СНиП

Совместив некоторые из этих направлений, можно получить также:

  • Верхний передний свет – свет сверху и спереди объекта
  • Диагональный свет – свет сверху в сторону от объекта

Выбор угла освещения зависит от того, что мы хотим сообщить зрителю. Поэтому давайте представим эмоциональное значение этих углов.

Комбинируем углы освещения

Использование нескольких источников света на сцене делает световую картину интереснее. Ниже приводятся несколько замечаний по этому поводу:

  1. Эффект от источников света, расположенных под основными углами по отношению к объекту, может сильно отличаться от того, что получается в результате их комбинации. Сочетая разные углы освещения, мы должны помнить о том, какой вклад вносит каждый источник света в общую картину. Например, один угол используется для придания картине ясности, а другой – для создания драматического света.
  2. Каждый художник по свету знает, что присутствие в схеме освещения сильного доминирующего источника света делает световую картинку более привлекательной. Можно предположить, что сильный ключевой свет воспринимается нами как приятный на подсознательном уровне (как это происходит в ясный солнечный день). Это можно использовать: сделать один источник света более сильным, чем другой, нетрудно, а выглядит это хорошо.
  3. Следует помнить, что использование слишком большого числа углов освещения делает общую картину размытой или пересвеченной. Видно хорошо, но смотреть не интересно. Здесь (как и во многих других ситуациях) работает поговорка «лучше меньше, да лучше».
  4. Свет на сцене способен «передвигать» объект, например, приближать или удалять его. Это хорошо заметно, когда вы используете задний свет, который в сочетании с другими углами освещения приобретает реальную силу: создавая ореол вокруг объекта, он будто подталкивает его по направлению к зрителю, подчёркивает его форму, демонстрирует его трёхмерность.

Обычно способы, которыми художник реализует освещение на сцене, отталкиваются от того, как это происходит в реальном мире. Если сценический объект выглядит привычным образом, зритель легко додумывает известный ему источник света. Тогда можно говорить о естественном (реалистичном) свете на сцене.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 55842-2013 “Освещение аварийное. Классификация и нормы” (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1781-ст)

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 55842-2013 (ИСО 30061:2007)
“Освещение аварийное. Классификация и нормы”
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1781-ст)

Emergency Lighting. Classification and norms

Дата введения – 1 января 2015 г.

ГАРАНТ:

Курсив в тексте не приводится

1 Подготовлен Обществом с ограниченной ответственностью “Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им. С.И. Вавилова” (ООО “ВНИСИ”) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 “Светотехнические изделия”

3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1781-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 30061:2007 “Аварийное освещение” (ISO 30061:2007 “Emergency lighting”) путем внесения изменений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)

5 Введен впервые

В настоящий стандарт включены дополнительные по отношению к международному стандарту ИСО 30061:2007 требования, отражающие потребности национальной экономики Российской Федерации, выделенные в тексте стандарта курсивом.

Стандарт дополнен нормами для резервного освещения. Нормы эвакуационного освещения сведены в таблицу.

Установлены дополнительные требования к условиям размещения знаков безопасности, учитывающие число одновременно находящихся людей в различных помещениях зданий.

Изменена структура стандарта для приведения в соответствие с правилами, установленными в ГОСТ 1.5 (подразделы 4.2 и 4.3). Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДА.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает нормы аварийного освещения помещений вновь строящихся или реконструируемых зданий и сооружений различного назначения и мест производства работ вне зданий.

Настоящий стандарт применяют для проектирования, реконструкции и эксплуатации стационарных осветительных установок аварийного освещения.

2 Нормативные ссылки

В стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний (ИСО 3864:1984 “Графические символы. Цвета безопасности и знаки безопасности”, NEQ)

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Читайте также:  Освещение в спальне с натяжными потолками: без люстры точечными светильниками, с люстрой, схемы расположения, подборка идей

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийное освещение (emergency lighting): Освещение, предназначенное для использования при нарушении питания рабочего освещения.

3.2 пути эвакуации (escape route): Пути для эвакуации людей в аварийной ситуации.

3.3 эвакуационное освещение (escape lighting): Вид аварийного освещения для эвакуации людей или завершения потенциально опасного процесса.

3.4 резервное освещение (standby lighting): Вид аварийного освещения для продолжения работы в случае отключения рабочего освещения.

3.5 освещение путей эвакуации (escape route lighting): Вид эвакуационного освещения для надежной идентификации и безопасного использования путей эвакуации.

3.6 антипаническое освещение (antipanic lighting): Вид эвакуационного освещения для предотвращения паники и безопасного подхода к путям эвакуации.

3.7 освещение зон повышенной опасности (high risk task area lighting): Вид эвакуационного освещения для безопасного завершения потенциально опасного рабочего процесса.

3.8 эвакуационный выход (emergency exit): Выход, предназначенный для использования в аварийной ситуации.

3.9 знак безопасности (safety sign): Знак, дающий информацию о мерах безопасности (запрещения, предписания или разрешения определенных действий) с помощью комбинации цвета, формы и графических символов или текста.

3.10 знак безопасности с внешней подсветкой (externally illuminated safety sign): Знак безопасности, освещаемый извне.

3.11 знак безопасности с внутренней подсветкой (internally illuminated safety sign): Знак безопасности, освещаемый изнутри.

3.12 система указания путей эвакуации (safety way guidance system): Система, обеспечивающая однозначность информации и достаточное число эвакуационных знаков безопасности, позволяющих людям эвакуироваться из места расположения в случае возникновения опасности вдоль установленных путей эвакуации.

4 Классификация и общие требования к видам аварийного освещения

Аварийное освещение классифицируют по видам:

– эвакуационное, подразделяемое: на освещение путей эвакуации, антипаническое освещение и освещение зон повышенной опасности;

4.2 Общие требования к видам аварийного освещения

Аварийное освещение подключают к источнику питания, независимому от источника питания рабочего освещения.

Для идентификации цветов безопасности в аварийном освещении применяют источники света с индексом цветопередачи .

4.2.1 Эвакуационное освещение должно обеспечивать безопасный выход людей из помещения в случае чрезвычайной ситуации, например, отказ рабочего освещения, пожар и т.д.

4.2.1.1 Освещение путей эвакуации должно обеспечивать создание приемлемых визуальных условий для эвакуации людей из здания, а для мест производства работ вне зданий – в безопасное место, создавая при этом условия для надежного обнаружения средств безопасности и оборудования для пожаротушения.

Освещение путей эвакуации должно обеспечивать в течение не менее 1 ч:

– 50% нормируемой освещенности через 5 с после нарушения питания рабочего освещения;

– 100% нормируемой освещенности через 10 с.

Освещение путей эвакуации в помещениях или местах производства работ вне зданий должно быть:

– перед каждым эвакуационным выходом;

– в коридорах и проходах по путям эвакуации;

– в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия;

– на лестницах каждый марш должен быть освещен прямым светом, особенно верхняя и нижняя ступени;

– в зоне каждого изменения направления пути;

– на пересечении проходов и коридоров;

– перед каждым пунктом медицинской помощи;

– в местах размещения средств экстренной связи;

– в местах размещения первичных средств пожаротушения;

– в местах размещения плана эвакуации;

– снаружи перед каждым конечным выходом из здания.

4.2.1.2 Антипаническое освещение (освещение площадей размером более 60 ) должно обеспечивать приемлемые визуальные условия для предотвращения паники, безопасного движения людей в направлении путей эвакуации и видимость любых препятствий высотой до 2 м над плоскостью движения людей.

Освещение путей эвакуации должно обеспечивать в течение не менее 1 ч:

– 50% нормируемой освещенности через 5 с после нарушения питания рабочего освещения;

– 100% нормируемой освещенности через 10 с.

4.2.1.3 Освещение зон повышенной опасности должно обеспечивать безопасность людей, вовлеченных в процесс, связанный с потенциальной угрозой их здоровью и жизни, и создавать условия по надлежащему прекращению работ.

Минимальную продолжительность освещения определяют временем, при котором существует опасность для людей. Освещение должно обеспечивать 100% уровня нормируемой освещенности постоянно или прерываться не более чем на 0,5 с.

4.2.2 Резервное освещение предусматривают, если по условиям технологического процесса необходимо нормальное продолжение работы при нарушении питания рабочего освещения внутри и вне зданий, а также, если нарушение работы оборудования и механизмов может вызвать:

– гибель, травмирование или отравление людей;

– взрыв, пожар, длительное нарушение технологического процесса;

– утечку токсичных и радиоактивных веществ в окружающую среду;

– нарушение работы таких объектов, как электрические станции, узлы радио и телевизионных передач и связи, диспетчерские пункты, насосные установки водоснабжения, канализации и теплофикации, установки вентиляции и кондиционирования воздуха для производственных помещений, в которых недопустимо прекращение работ, и т.п.

Резервное освещение допускается использовать в качестве эвакуационного, если оно удовлетворяет требованиям, предъявляемым к эвакуационному освещению.

5 Нормы аварийного освещения

5.1 Нормы эвакуационного освещения должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

5.1.1 Слепимость, создаваемая светильниками аварийного освещения, должна быть ограничена предельными значениями силы света светильника в зоне слепимости.

Примечание – Высокий контраст между яркой светящей поверхностью светильника и окружающей поверхностью может вызвать слепимость и стать причиной плохого различения препятствий и знаков безопасности на пути эвакуации.

Для горизонтальных путей эвакуации сила света светильников аварийного освещения в пределах углов от 60° до 90° в нижней полусфере относительно вертикали при всех азимутальных углах (см. рисунок 1 а) должна быть не более значений, указанных в таблице 2.

Виды, объекты эвакуационного освещения

Освещенность на горизонтальной поверхности, лк, не менее

Читайте также:  Кованые фонари своими руками: декоративные, для улицы, чертежи

Освещение путей эвакуации шириной до 2 м(1):

Аварийное освещение — виды, требования, схемы устройства

Если в случае отключения электрического питания бытовых потребителей проблема не несет большой угрозы, то при аварийных режимах на крупных промышленных объектах, в организациях и местах большого скопления людей возможен риск инцидентов и травмирования людей. Для предотвращения подобных ситуаций используется аварийное освещение.

Основная задача таких осветительных установок в создании минимально необходимого уровня видимости на лестничных площадках, у выходов, возле объектов повышенной опасности и в прочих помещениях. Чтобы в случае отключения электропитания обеспечивалась безопасная эвакуация персонала или посетителей.

Виды аварийного освещения

В зависимости от возлагаемых задач такие установки могут выполнять определенные функции – некоторые выступают в роли сигнализации мест проходов, другие поддерживают необходимый уровень освещенности для выполнения каких-либо технологических процессов. Согласно требований СНиП, регламентирующего нормы освещенности, аварийное освещение подразделяется на два вида: эвакуационное и резервное.

Эвакуационное освещение

Эвакуационным освещением принято считать такую категорию приборов, которая устанавливается в тесных помещениях, проходах, вне зданий для безопасного выхода людей. Данная категория световых приборов включается в случае поломок, при возникновении пожаров, наступлении стихийных бедствий, которые послужили причиной просадки или полного отсутствия основного источника электроснабжения.

Обязательно устанавливается:

  • В проходах и на лестницах, у эвакуационных выходов, если рассчитанное количество человек, движущихся по ним при чрезвычайной ситуации, составляет 50 и более.
  • В зданиях с количеством этажей 6 и более.
  • В случае если количество работников составляет более 100, размещение светильников должно быть выполнено во всех производственных помещениях, где существует повышенный фактор травмоопасности и на всем пути следования персонала.

Для корректной работы таких осветительных установок используются специальные технологии и схемы подключения.

Освещение безопасности (резервное)

Резервным освещением принято считать такую категорию осветительного оборудования, которая в случае исчезновения основного питания продолжает освещать производственные зоны, несущие потенциальную угрозу аварии или в которых необходимо жесткое соблюдение норм пожарной безопасности.

Сюда относятся технологические процессы, которые необходимо завершить, даже в аварийных ситуациях, к примеру, на электростанциях, насосных, пунктах связи, в детских учреждениях и прочие. Поэтому освещение безопасности должно обеспечивать достаточные условия для выполнения тех или иных операций на производстве.

Следует отметить, что такое искусственное освещение является обязательным для дошкольных и школьных организаций, не зависимо от того, какое количество человек в них находится.

Отличительные особенности европейских норм.

Согласно EN-1838 эвакуационное освещение подразделяется еще на три категории:

  1. Для спасательных путей – предусматривает возможность безопасно покидать производственную область по установленному маршруту;
  2. Антипаническое освещение – обеспечивает возможность добраться до выхода из мест большого скопления людей, для чего применяется дежурное освещение;
  3. Для особо опасных зон – устанавливается возле машин и механизмов с вращающимися или другими опасными элементами, при исчезновении рабочего освещения возле которых возникает опасность травматизма.

При сравнении остальных критериев разделения по СНиП и EN представленных на рисунке 1, вы можете увидеть их идентичность касательно основных видов аварийного освещения.

Сравнение норм освещения

Предъявляемые требования и регулирующие нормы

Основными нормативными документами, регламентирующими требования к устройству и эксплуатации являются — ГОСТ Р МЭК 60598-2-22-99 по светильникам для аварийного освещения; ГОСТ Р 55842-2013 (ИСО 30061:2007), СНиП 23-05-95 в объеме соответствующего раздела; Правила Устройства Электроустановок в объеме соответствующей главы. В них указаны требования к самим светильникам, как приборам, дается классификация устройств и устанавливаются правила размещения, подключения к электрической сети, нормы их нормальной работы.

Исходя из вышеперечисленных документов, к световым приборам аварийного назначения предъявляются такие нормативные требования:

  • Автономное питание должно обеспечивать освещение зон для передвижения в помещении от 0,5 лк, а на открытом пространстве от 0,2 лк.
  • Из-за неравномерности размещения ламп или светодиодных светильников, неравномерность уровня освещенности по оси движения не должна превышать отношения максимума к минимуму — 40:1.
  • В помещениях разрешается применять светильники безопасности для питания от резервных источников в качестве эвакуационных.
  • Применение эвакуационных указателей является обязательной нормой для таких проходов и выходов из зданий, где одновременно может оказаться 100 и более работников. А в случаях, когда естественное освещение отсутствует, минимальное количество для установки световых указателей уменьшается до 50 человек. То же требования предъявляется для помещения более 150 м2.
  • Помимо световых можно устанавливать указатели, которые самостоятельно не горят от автономного электропитания, а освещаются лампами аварийного.
  • Габаритные размеры указателей должны обеспечивать их достаточную видимость, а расстояние между ними не должно превышать более 25 м. Дополнительно размещаются на поворотах в местах примыкания других помещений, входов и выходов.
  • Допускается установка как работающих только в автономном режиме, так и поддерживающих горение совместно с централизованным электропитанием.
  • Охранное освещение, как вариант аварийного может выполняться любыми осветительными приборами, кроме тех вариантов, когда свет включается лишь при ее срабатывании. Тогда для электрического монтажа можно применять лишь лампы накаливания.

В зависимости от местных условий, может применяться один из способов подключения и реализации системы.

Устройство и схема сети аварийного освещения

Такие схемы обязательно включают в себя три основных элемента – источник автономного питания, устройства освещения и коммутационные переключатели. Последние осуществляют переключения между двумя источниками питания – основным и аварийным.

Схема питания с различными источниками освещения применяется для объектов малой мощности.

Схема с различными источниками освещения

Сюда входят: лампы накаливания Л (1 основного и 2 аварийного освещения), контакты реле К, предохранители Пр, выпрямитель В и аккумуляторная батарея АБ. При отключении основного питания происходит переключение реле, и лампы аварийного освещения запитываются от аккумуляторной установки.

Читайте также:  Ландшафтное освещение: как правильно сделать дизайн подсветки на участке

Аварийная цепь включает в себя лампы накаливания значительно меньшей мощности, чем основные, ведь их задача обеспечить минимальную освещенность. А выпрямитель предназначен для постоянного подзаряда аккумулятора в нормальном режиме. Преимущества такой схемы в том, что основное освещение может использовать люминесцентные лампы, светодиодные лампы или экономки.

Схема питания с одним источником освещения (рисунок 4) лучше всего подходят для тех случаев, когда при исчезновении питания электрических установок необходимо обеспечивать тот же уровень освещения, что и при нормальном режиме.

Рис. 4. Схема с одним источником освещения

Обратите внимание, здесь лампа запитывается от основного источника питания в штатном режиме работы, а в случае отсутствия напряжения на нем контакты реле переводят ту же лампу на аккумуляторное питание. Сам автономный источник так же постоянно подзаряжается от внешней сети, как и в предыдущем варианте через выпрямительное устройство. Недостатком данной схемы являются огромные затраты электроэнергии на питание ламп накаливания.

Решение этого недостатка для крупных объектов и промышленных предприятий возможно при включении инвертора в схему аварийного питания.

Рисунок 5. Схема с одним источником под любые лампы

Посмотрите рисунок 5, здесь происходит преобразование постоянного тока, который поступает от блока питания в переменный, что позволяет включить в работу любой тип ламп.

Применение на практике той или иной схемы необходимо осуществлять исходя из детального анализа условий работы, мощности осветительных приборов и особенностей производства. Также учтите способы укладки линий для питания и их тип.

Технологии и оборудование для аварийного освещения

Технологии аварийного освещения предусматривают два варианта работы осветительных устройств: включаемые только в случае чрезвычайной ситуации и постоянно включенные. Первые из них работают от сигнала, поступающего с дополнительного провода, который подключен к распределительному щитку. Он передает потенциал на логический блок, обеспечивающий удержание реле в положении основного освещения, за счет чего аварийное находится в отключенном состоянии. При пропадании напряжения в распределительных устройствах в дополнительном проводе исчезает потенциал и реле переключает освещение на аварийное.

Вторая технология предлагает светодиодные модели, работающие от автономного аккумулятора. За счет малой мощности они не выгорают и могут похвастаться длительным сроком эксплуатации.

Проверка исправности

Как при введении в эксплуатацию, так и в процессе работы такую систему необходимо тестировать на исправность. Для этого могут использоваться два варианта – локальный и центральный.

1. Локальный мониторинг предусматривает возможность поочередной проверки каждого устройства. Разумеется, что такой метод целесообразен лишь на объектах с небольшой площадью, где есть возможность обойти каждый светильник. При такой проверке применяется функция ручного теста, которая встраивается в некоторые типы оборудования или соответствующая кнопка. Они принудительно отключают основное питание и дают сигнал на табло или индикатор об исправности устройства.

Недостатком локального метода являются местные особенности, когда неудобное размещение: загромождение или высокое расположение создают трудности для проверки.

2. Центральный мониторинг собирает информацию об исправности с группы устройств. Для чего используют дата-кабели, существующие логические цепи или беспроводные каналы. Формирование такой системы мониторинга уместно на крупных промышленных или стратегических объектах. Преимуществом центрального мониторинга является скорость опробования на автоматическое включение, возможность получения развернутых данных проверки и составление отчетности.

По результатам проверки обязательно составляется акт с данными об испытании каждого светильника. В случае выявления неполадок, их устраняют, после чего проводится повторное испытание. Ввод в работу или последующая эксплуатация с неисправными элементами в системе не допускается.

Аварийное освещение — требования и нормы

Аварийным называется такое освещение, которое включают при выходе из рабочего состояния общей энергосистемы. При этом подразумевают не запасное, которое считается резервным на случай временного замещения рабочего, повседневного основного освещения, используемого на различных объектах административного и производственного назначения. Аварийное освещение является дополнительным и применяется при возникновении различных внештатных обстановок. Такими являются:

  • различного рода аварии;
  • пожары и другого рода непредвиденные ситуации.

При наступлении таких ситуаций требуется дополнительное освещение, которым заменяются вышедшее из строя основной и запасной варианты. Цель аварийного осветительного источника — организовать беспрепятственное и безопасное перемещение всех работников к выходам (возможно, запасным), предназначенным для использования в таких ситуациях. Для максимального сближения понятия «аварийное освещение» в России и международного определения такового ряд федеральных законов Российской Федерации (№ 123-ФЗ, 384-ФЗ) предусмотрел его расширение с включением двух основополагающих решаемых задач:

  • присутствие автономного источника электропитания в непредвиденных и необычных ситуациях;
  • возможность включения аварийного освещения вручную или путем предусмотренного срабатывания сигнализации.

Вопросов, которые задают себе при рассмотрении необходимости установки аварийного освещения, очень много. Ответы на них содержатся не только в законах, но и в других нормативно-правовых и нормативно-технических актах. Рассмотрим подробнее их толкования об освещении при нестандартных ситуациях.

Нормативные документы и категории

Для проектировки и установки оборудования и элементов аварийного освещения пользуются одним из основополагающих документов. Это СП (свод правил) 52.13330.2016. Согласно установленным правилам, аварийное освещение делится на два вида:

  • в целях эвакуации людей;
  • для создания резервного освещения.

Эвакуационное освещение предполагает еще деление на такие подвиды:

  • обеспечение безопасного выхода персонала при техногенных катастрофах;
  • подсветка путей отступления в зонах повышенной опасности;
  • распространение света на большие плоскости (площади) для предотвращения панического страха (антипаническое освещение).

Что обозначает термин «освещение безопасности»

Освещение безопасности — так можно назвать совокупность мер, принимаемых для освещения в экстренных непредсказуемых случаях, направленное на функционирование бесперебойного отступления людей в безопасное место. Оно необходимо в целях безопасности людей, в каком бы месте они ни находились. Неважно, большое ли это производственное предприятие, какое-либо учреждение, офис, школа или детский сад. Важна забота о каждом человеке, будь-то коллектив из десяти или более нескольких тысяч человек. Это касается также объектов обеспечения жизнедеятельности, таких как водоснабжение, связь, очистные сооружения, различные пункты управления и др., которые нужны для предотвращения усугубления возникших и без того тяжелых ситуаций.

Читайте также:  Подсветка пола в квартире: советы по организации, что выбрать для коридора

Для чего нужно резервное освещение

Резервное освещение направлено на поддержание производственного технологического цикла на предприятиях или безопасное его завершение в создавшихся экстренных условиях и предполагает постепенный переход персонала к эвакуации из производственных помещений.

Категории потребителей аварийного освещения

Имеется три списка категорий потребителей. По ним ориентируются и в соответствии с ними устанавливают на таких объектах системы аварийного освещения:

  • Первая категория — стратегические объекты, имеющие особую важность, персоналу которых небезопасно находиться в создавшихся условиях, а их работа направлена на обеспечение безопасности государства. Резервное освещение здесь аналогично рабочему.
  • Вторая категория относится к тем предприятиям, где допускаются незначительные простои, но они ведут к массовому браку и нарушению работы других значимых и связанных с данным предприятием объектов.
  • Третья категория. На таких объектах допустимо отсутствие электроэнергии в течение не более суток. Аварийное и эвакуационное освещение здесь допустимо запускать автоматически от аккумуляторов или дизельных генераторов.

На основании и в соответствии со сводом правил происходит и проектирование аварийного освещения.

Требования к аварийному освещению

Система аварийного освещения должна оснащаться различными осветительными приборами и иметь соответствующее оборудование, подчиняясь своду правил.

Прежде всего это независимый от источника рабочего света самостоятельный источник питания аварийного освещения, который в состоянии обеспечивать работу не меньше 1 часа по следующим нормам:

  • норма освещенности в 50 % через 5 с после сбоев в рабочем освещении;
  • стопроцентная норма появления света через 10 с.

При выполнении таких условий с данными параметрами освещение безопасности будет гарантировано для всех субъектов и объектов, попавших в экстренную ситуацию. Также при этом созданные синхронно действующие методы обеспечения требований пожарной безопасности (например, подсветка пожарных щитов, возможность включения рабочего и аварийного освещения при срабатывании пожарной сигнализации), имеющие особую значимость в многоэтажных зданиях, где эвакуация людей специфична, будут работать слаженно в целях защиты субъектов и объектов, ставших заложниками ситуации. Пожарные оповещатели в таких случаях должны быть полностью совместимы с оборудованием аварийного освещения и настроены на общую работу.

В чем заключаются требования ПЭУ-7

Немаловажно установление системы аварийного освещения в соответствии с пуэ (правилами устройства электроустановок) на основании ПУЭ-7, что касается размещения разного рода светильников и подсветок, а также ориентирных стрелок. Данному вопросу посвящена целая глава — 6.1. Она разрешает питание осветительных приборов во время приведения в действие аварийного электроосвещения от общих щитков, определяет процесс включения-выключения подачи питания на светильники (преимущественно автоматическим методом). При этом предусмотрены подсветки разных цветов. Например, в виде пиктограмм зеленого цвета — для мест хранения огнетушителей, красного — для аптечек.

Другие требования к оборудованию аварийного освещения

Требования к эвакуационному освещению антипанического характера (антипаническое освещение) исходят из того, что оно может быть установлено в случаях, если помещение имеет площадь более 60 кв. м.

Также предъявляются большие требования к аккумуляторным установкам, по которым они должны соответствовать своими характеристиками электротехническим (ГОСТ Р 50571.29-2009) и пожарным нормам (ГОСТ Р 53325-2012).

Не исключение из СП (свода правил) 52.13330.2011 и применение осветительных ламп. Они разрешены этим СП в таком виде:

  • светодиодные источники света;
  • люминесцентные лампы;
  • разрядные лампы высокого давления, имеющие высокую степень реагирования на включение-выключение независимо от частоты и степени нагрева;
  • обыкновенные лампочки (за неимением других).

Установка любого применяемого оборудования может быть добавлена в список при проектировании для аварийных режимов подачи электроэнергии, если это оборудование будет соответствовать нормам, правилам, технологическим требованиям и другим параметрам, определенных нормативно-правовой, технической документацией.

Все требования предъявляются к аварийному освещению как единственно возможному для использования в условиях чрезвычайной ситуации. Поэтому большое значение придается и автоматизации его работы, точному расчету требуемых светильников согласно утвержденным нормам. В поле зрения при этом находится и человеческий фактор, где в аварийных условиях ответственный может растеряться, а автоматика нет.

Определение и виды аварийного освещения

Рассмотрим подробнее систему аварийного освещения. Виды аварийного электроосвещения имеют особое устройство.

Устройство аварийного освещения предусматривает использование определенных осветительных приборов для каждого вида аварийной подачи света. Эвакуационная подача электроосвещения характеризуется тем, что осветительные приборы устанавливаются в узкопроходимых местах, тесных помещениях, на лестничных клетках для поддержания спокойствия людей при внезапно наступивших стихийных бедствиях.

При этом одновременное движение людей должно быть выше, чем 50 человек. Здания имеют больше шести этажей. А при численности персонала более 100 человек светильники необходимо размещать во всех производственных помещениях во избежание высоких рисков травмоопасности. Важность такого оборудования и схем их подключения неоценима при заботе о каждом человеке, поэтому требования к светильникам аварийного освещения относительно высоки.

Монтаж резервного подключения послужит обеспечению освещенности рабочих производственных зон при продолжении работы в условиях потенциальной угрозы персоналу со стороны создавшейся аварийной ситуации. Отличительная особенность резервной подачи света в том, что оно устанавливается в детских школьных и дошкольных учреждениях независимо от численности находящихся там детей, чтобы можно было использовать его в экстренных ситуациях, гарантировав жизнеобеспечение в создавшихся непредсказуемых условиях. При проектировании резервного освещения учитываются все меры к недопущению взаимосвязи прокладываемых проводных путей с существующим рабочим освещением. Установка системы аварийного освещения должна выполняться с применением проводов, изготовленных из огнестойких материалов. Питание аварийного освещения должно быть самостоятельным и полностью автономным, а в случае его использования — устойчиво работоспособным.

Читайте также:  Освещение мансарды: как сделать с наклонными стенами и потолком, выбор светильников

Нормы аварийной подачи света

Нормы освещения при чрезвычайных обстоятельствах несколько ниже применяемых в обычных условиях. Поскольку оно работает от автономных источников питания, то должно быть рассчитано в соответствии с их мощностями. Подаваемый от резервного источника свет должен составлять не меньше 30 % от обычного рабочего освещения. Если требуется повышенная подача света в связи с непрерываемым, например, циклом производства или характерными особенностями данного объекта, то достигаемые показатели должны быть заложены на стадии проектирования с обоснованием применяемой системы аварийного освещения.

Применяемая электроустановка, независимо от заложенных параметров нормы света, должна подать на объект 50 % нормируемого илюминирования спустя 15 с (не более этого времени) после выхода из строя основных источников питания. В течение 60 с с осуществления запуска источник питания должен подать 100 % установленной нормы. В случае если установлена иная норма подачи света, то об этих изменениях, внесенных при проектировании и отмеченных как специальная норма в технических документах на оборудование при его эксплуатации, должны быть извещены лица, ответственные за работу системы аварийного спецосвещения в особый период, которые оповещают об этом персонал (при наступлении такого случая) во избежание панических страхов. Если предусмотрено последовательное или локализованное при истощении источников питания включение, то такие действия тоже должны быть автоматическими. Например, при истощении одного из аккумуляторов (другого источника питания) происходит автоматическое включение следующего и т. д.

Равномерность эвакуационного освещения должна равняться 1:40, или 0,5 лк, по всей свободной площади поверхности пола. Исключение составляют полуметровая кромка по периметру помещения. Индекс цветопередачи для больших помещений должен равняться 40 или быть выше.

При наличии травмоопасного оборудования на предприятии и узких проходов между ним освещенность должна быть минимум 15 люкс, а неравномерность засвечивания — 1 к 10. Зоны перемещения в помещениях должны освещаться от 0,5 лк, а открытые пространства — силой освещенности 0,2 лк.

Организация аварийного освещения

При организации аварийного освещения учитывается путь следования персонала к эвакуационным выходам. При этом подаче света придают большее значение на таких участках:

  • лестничные клетки;
  • места размещения средств пожаротушения;
  • зоны изменения путей (поворот, перекресток, изгиб);
  • места, отличающиеся неравной высотой плоскостей (резкие перепады в виде ступенек, где их не ожидают);
  • места нахождения медицинских пунктов;
  • узкие проходы;
  • крыльца зданий (вход-выход).

Для проверки каждого светильника возле места его установки должны быть размещены кнопка или разъем, предназначенные для тестирования его работы не реже, чем один раз в две недели с записью в журнале обследования светильников. Это входит в обязанности главного энергетика предприятия. Бывает, что проверке подвергают группу светильников там, где проверить их по одному нереально. Кнопки проверки должны быть обязательно самоотжимными. При проверке следует обращать внимание на то, имеется ли оголенный незаизолированный провод, во избежание замыкания.

На путях эвакуации людей устанавливаются указатели-стрелки. При потребности по норме в 1 знак на 25-40 м их количество может сильно колебаться из-за поворотов, изгибов, коридоров. Решение о количестве принимают по методу видимости одного указателя за другим.

Эти знаки не имеют такого уровня освещенности, как светильники, но они играют роль дорожных указателей (как и куда двигаться людям), и при этом подсвечивающего эффекта вполне достаточно. Иногда знаки подсвечиваются не самостоятельно, а расположены так, чтобы их освещали аварийные лампы. Главное при этом — наглядность и видимость ведущих стрелок.

Некоторые особенности организации аварийного освещения

Особое внимание следует уделять своевременной замене вышедших из строя аккумуляторов. Не имеет значения, применялся ли он для выработки электроэнергии, но 1 раз в четыре года он подлежит замене. Таков срок его службы.

Некоторые светильники, которые играют роль пожарных оповещателей, необходимо покупать с соответствующим сертификатом. Наличие его у этого вида устройств обязательно.

Широкое применение получили пульты дистанционного управления. В целях пожарной безопасности некоторые производственные объекты на ночь намеренно обесточивают (например, разного вида склады). Поэтому его применение для включения аварийной подсветки как нельзя кстати, когда склад уже обесточен или это произойдет при некоторой задержке, когда оборудование склада будет выключено и взамен него включено аварийное освещение.

Заключение

Все требования и предостережения не бывают лишними. Предупрежден — вооружен.

Правила, требования и ГОСТы по аварийному освещению смоделированы под непредвиденные ситуации. Учитывая то, что внештатные ситуации могут наступить мгновенно, без оставления времени на подготовку защиты от них, жизни многих из тех, кто может быть застигнут на рабочем месте, будут спасены именно заблаговременным приготовлением к якобы мнимой опасности. Надо быть готовым к принятию катастрофы, чтобы смягчить ее последствия. И пусть траты на организацию аварийного освещения достаточно большие, а его содержание требует дополнительных затрат, следует помнить, что сохранение человеческих жизней всегда должно быть в приоритете.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: