Освещение в детском саду: нормы и правила, разрешены ли светодиодные светильники

Освещение в детском саду: нормы и правила, разрешены ли светодиодные светильники

В действующих на территории Российской Федерации нормативно-правовых актах вопрос применения светодиодных светильников в дошкольных образовательных организациях (далее – детских садах) не урегулирован.

В соответствии с требованиями п. 8.2.10 СП 252.1325800.2016 и п. 7.3.1 СП 52.13330.2016 использование светодиодных источников света в детских садах не разрешается. Следует применять люминесцентные (в том числе компактные) лампы и галогенные лампы накаливания. В результате применения на добровольной основе пункта 8.2.10 СП 252.1325800.2016 обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” (далее по тексту – технический регламент), но добровольность применения предоставляет возможность использования проектировщиками других нормативных документов, не противоречащим требованиям технического регламента.

Санитарно-эпидемиологический свод правил СП 2.4.3648–20 в Перечнях документов, в результате применения которых на обязательной и/или добровольной основе обеспечивается соблюдение требований законов (технических регламентов), полностью или частично отсутствует. Рассмотрим п. 2.8.5 раздела II СП 2.4.3648–20. В первом абзаце данного пункта указано, что система общего освещения обеспечивается в том числе светодиодными лампами, а во втором абзаце определены уровни искусственной освещенности для детей дошкольного возраста, то есть можно трактовать пункт 2.8.5 СП 2.4.3648–20 как возможность использования светодиодных источников света в детских садах.

Технический регламент принят в том числе в целях защиты здоровья граждан (п.1 ст.1 гл.1 № 384-ФЗ). Ответ на вопрос о противоречии или соответствии пункта 2.8.5 СП 2.4.3648–20 требованиям технического регламента очевидным (простым) не является.

Разъясните статус и приоритетность нормативных требований указанных сводов правил, и возможность применения светодиодного освещения в детских садах.

В системе общего освещения ДОО допускается использование потолочных светильников со светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

В принципе санитарные правила никогда не включаются в перечни документов по стандартизации, принимаемые в развитие технического регламента о безопасности зданий и сооружений, хотя бы потому, что они не являются документами по стандартизации (санитарные правила регистрируются Минюстом России в качестве нормативных правовых актов) .

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 № 781-II ГД).

Следует также уточнить статус сводов правил: они не являются нормативными правовыми актами, это разновидность документов по стандартизации, подлежащих применению на добровольной основе.

Согласно статье 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации”:

  • документ по стандартизации – документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом (пункт 1);
  • свод правил – документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом” и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов (пункт 12).

Оценка соответствия проектной документации санитарно-эпидемиологическим требованиям (наряду с оценкой соответствия требованиям технических регламентов и иных обязательных требований) вынесена в самостоятельный предмет экспертизы проектной документации (пункт 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ).

Требования к обеспечению освещения установлены статьей 23 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений.

Согласно статье 23 (часть 1) «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» в расположенных в надземных этажах зданий и сооружений помещениях с постоянным пребыванием людей должно быть обеспечено естественное или совмещенное, а также искусственное освещение, а в подземных этажах – искусственное освещение, достаточное для предотвращения угрозы причинения вреда здоровью людей. То есть применение каких-то конкретных источников света техническим регламентом никак не регламентируется.

СП 252.1325800.2016 “Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования”, как и пункт 7.3.1 СП 52.13330.2016 “СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение”, включены в “Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”, утв. приказом Росстандарта от 02.04.2020 N 687.

Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ “О техническом регулировании” применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень добровольного применения, является достаточным условием соблюдения требований соответствующего технического регламента. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технического регламента оценка соответствия требованиям технического регламента может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

Читайте также:  Гримерное зеркало своими руками: с подсветкой для макияжа или в полный рост

Из чего следует, что в целях применения «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» (в части применения в ДОО потолочных светильников со светодиодными лампами) возможно применение санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”, учитывая также то, что сами санитарные правила подлежат обязательному применению.

В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Освещение детских садов и школ

Купить офисные светильники
LED панели
Влагозащищенные светильники
Линейный светильник
Светильники в гараж
Аварийный светильник
Люминесцентный светильник
Растровый светильник
Светильник армстронг

Освещенность детских дошкольных учреждений и школ является очень важным звеном организации учебного процесса. Правильно рассчитанное и грамотно организованное освещение создает в помещении комфортные условия, стимулирует работу учащихся и повышает эффективность обучения. Чтобы освещение игровых комнат и учебных классов положительно влияло на результаты работы учеников и гарантировало детям здоровое зрение, при его обустройстве необходимо соблюдать требования, заложенные в государственных нормативных документах.

Содержание

Нормы освещенности в детских садах и школах

В комнатах, где постоянно находятся дети, где они учатся, выполняют определенные задачи, связанные с концентрацией внимания, должны быть установлены высококачественные осветительные приборы, которые не навредят органам зрения и предотвратят усталость глаз.

Грамотно обустроена система освещения в детских учреждениях должна быть прежде всего безопасной. Электроснабжение и распределительную сеть наружного освещения на территории учреждений следует осуществлять кабельными линиями. Здесь используют только стойкие к распространению пламени электрические провода и кабели. Не применяет провода, отличающиеся интенсивной дымообразующей способностью, а также те, что обладают высокой токсичностью продуктов горения. В проекте оборудования помещений светом мелочей нет.

Нормы освещенности для школ и детсадов (по требованиям ГСН B.2.2-4: 2018 и ГСН В.2.2-3: 2018)

Наименование помещения Освещение эксплуатационное Е екс , лк Индекс цветопередачи R a , не менее
Классы, комнаты преподавателей 300 80
Кабинеты, лаборатории и кабинеты труда 500 80
Спортзалы, общие бассейны 300 80
Столовая 200 80
Игровые и групповые комнаты в детском саду 300 80

Полную версию показателей освещенности можно посмотреть в таблице, размещенной в конце статьи.

По требованиям ГСН B.2.2-4: 2018 Заведения дошкольного образования и ГСН В.2.2-3: 2018 Учебные заведения. Здания и сооружения, в детских садах и школах используют несколько видов освещения:

  • рабочее – оборудуют во всех помещениях;
  • эвакуационное – должно быть в холле и коридоре, у шкафов или вешалок, где дети раздеваются, на кухнях, в прачечных и на лестничных клетках;
  • аварийное – устанавливают на дежурных пожарных постах, в электрощитовых и тепловых пунктах;
  • дежурное – в спальнях детских садов и яслей-садов, а также в палатах приемно-карантинного отделения домов ребенка;
  • ремонтное – в технических подвалах и тепловых пунктах.

Аварийное, эвакуационное и дежурное освещение

Аварийное освещение необходимо для того, чтобы сориентироваться в здании при возникновении чрезвычайной ситуации и найти выход из помещения при пожаре. Аварийные светильники имеют свой источник питания, оно независимое от тока для рабочего света. Индекс передачи цвета аварийных светильников R a должен быть равен 40, показатели ниже 40 использовать не рекомендую. Монтаж и структура аварийного освещения имеет несколько вариантов: оно может соединяться с дежурным или включаться после сигнала, который поступит от автоматики. Установку и монтаж аварийных светильников контролируют пожарные организации.

Эвакуационное освещение – это подвид аварийного. Светильниками для эвакуационного освещения оборудуют пути эвакуации и зоны повышенной опасности. Для специализированных устройств есть особые требования. Светильники для эвакуации должны обеспечивать работу не менее 1 ч. Они должны включаться через 5 секунд после обесточивания рабочего освещения, обеспечивая при этом 50% освещенности по нормам. Через 60 секунд эвакуационные устройства должны выдавать 100% освещенности.

Устройства эвакуационного назначения устанавливают:

  • возле всех эвакуационных выходов;
  • в коридорах различной ширины и проходах, которые указаны на плане эвакуации;
  • на лестнице;
  • там, где пересекаются проходы и коридоры;
  • возле каждого выхода из здания.

Для школ и детских садов важно правильно установить светильники дежурного освещения. Их монтируют над дверью на высоте не менее 2,2 м от уровня пола. Допускается монтаж низковольтных светильников (36 В) на высоте 0,3 м от пола. В спальнях детсадов над дверью должны быть установлены световые указатели «Выход» на высоте не менее 2,2 м от пола. Эти устройства должны быть подключены к сети эвакуационного освещения.

Одна из особенностей детских учреждений – использование бактерицидных ламп. Их применяют в бассейнах, медицинских кабинетах, залах для музыкальных и физкультурных занятий. Эти источники не учитывают при обустройстве общего рабочего освещения.

Эвакуационные источники света и нормы для них

При оборудовании эвакуационного освещения в дошкольных учреждениях и школах используют:

  • источники света на светодиодах;
  • люминесцентные ДС;
  • разрядные лампы высокого давления;
  • световые указатели.
Читайте также:  Аварийное и эвакуационное освещение: где устанавливается, когда включается, требования, нормы и схемы

При работе в нормальном режиме световые указатели должны иметь независимый источник питания от основного освещения. Когда включается аварийный режим, осветительные приборы должны переключаться на питание от аккумуляторной батареи.

Освещение путей эвакуации шириной до 2 м требует светового потока не менее 1 лк. Для зон повышенной опасности нужно 15 лк – это 10% от нормы рабочего освещения. Для лестничных маршей в зданиях, где находятся дети дошкольного возраста, нужно 5 лк.

Рабочее освещение в школе и детском саду: основные показатели

Не меньшего внимания, чем аварийное и эвакуационное, требует повседневное рабочее освещение. От его качества и соответствия нормам зависит здоровье детей. У детей зрение формируется, поэтому неправильный и недостаточный свет негативно влияет на его состояние. Статистика очень неутешительная – каждый четвертый выпускник имеет проблемы со зрением. Зрение ребенка напрямую зависит от количества светильников, их расположения, направленности светового потока, мощности источников света, оттенка свечения.

Все учебно-воспитательные заведения четко соблюдают требования, заложенные в Государственных строительных нормах Украины В.2.5-28: 2018 «Естественное и искусственное освещение».

Параметры, регламентируемые для каждого типа помещений в школах и детсадах:

  • эксплуатационная освещенность Е екс – минимально допустимое значение средней освещенности на заданной поверхности. Самые высокие показатели 750 лк нужны в изостудиях художественных школ. В библиотеках за столами в читальном зале, в учебных мастерских, лабораториях, в классах для рисования и вечернего обучения Е екс должно быть 500 лк. Для лестниц, коридоров, актовых залов, столовых – 200 лм и менее;
  • равномерность освещенности U 0 – отношение минимальной к средней должно соответствовать показателю 0,6, на лестнице, в актовых залах, коридорах и вестибюлях – 0,4, в изостудиях – 0,7;
  • объединенный показатель дискомфорта URG (Unified Glare Rating) – это международная единица оценки дискомфортной блескости, что приводит к неприятным ощущениям от неравномерного распределения яркости. Показатель является безразмерной величиной от 10 до 30, которую можно приближенно вычислить по соответствующей формуле. Зависит от места установки светильников, их яркости, других факторов. ГСН рекомендует URG для классов – 19, для бассейнов и столовых – 22, для коридоров и лестниц – 25;
  • общий индекс цветопередачи R a – это способность источника света правильно передавать цвета предметов, которые он освещает. Этот показатель должен быть не менее 80. Если индекс цветопередачи будет ниже, то оттенки освещенных объектов будут выглядеть неестественно;
  • коэффициент пульсации освещенности К п в классах и мастерских может быть не более 15%, в актовых залах, столовых и спортзалах – до 20%, для других помещений школы и детсады рекомендован К п – 10%.

Для классов, оборудованных персональными компьютерами или мониторами, при выборе осветительных приборов нужно обращать внимание на их значение яркости и яркость мониторов.

Освещение в деталях: особые рекомендации

В классах и кабинетах рекомендуют обустраивать уровень освещенности 300-500 лк. Для чтения и письма на рабочих местах идеально подойдет показатель 400 лк, а для освещения школьной доски, чтобы детям на последних партах было все видно, – 500 лк. Доску оборудуют локальной подсветкой. Основные требования к светильникам, которые освещают доску:

  • их световой поток должен обеспечивать отличный обзор текста и графики из любой точки класса;
  • отсутствие эффекта ослепления;
  • должны просто подключаться к электросети;
  • для люминесцентных моделей – минимальный уровень шума.

Светильники рекомендуют устанавливать выше верхнего края доски на 30-40 см и на 60 см в сторону перед доской. Используют люминесцентные или светодиодные подвесные светильники.

Для школьных помещений, где не требуются напряжения зрения и концентрация внимания, – вестибюли, актовые залы, коридоры и столовая – достаточно применять освещение 150-200 лк.

Для освещения спортзалов и актовых залов используют люминесцентные или светодиодные светильники, которые размещают на потолке. Если их света не хватает, применяют прожекторы, их устанавливают в углах залов.

В столовых используют накладные, подвесные и встраиваемые светильники. Главная задача – обеспечить комфорт при потреблении пищи. Помещение, где находятся слепые дети или ученики с недостаточным зрением, необходимо обустраивать комбинированной системой искусственного освещения. Суммарный уровень освещенности в учебных классах от общего и местного освещения для детей с нарушением зрения должен быть не менее 1000 лк. Для каждого рабочего места ребенка с проблемным зрением нужен светильник местного освещения. Это может быть настольная лампа с устойчивой основой или модель на струбцине, чтобы ребенок случайно не сбросил ее с парты или стола. Уровень освещенности в игровых помещениях для таких детей должен быть не менее 600 лк.

Цветовая температура источников света

Эксперты и световые дизайнеры единодушны в вопросе цветовой температуры. В учебных классах должно быть нейтральный белый свет, в игровых комнатах и ​​зонах отдыха – теплый белый свет с температурой 2700-3000 К.

Читайте также:  Лампа для обогрева цыплят: какая лучше для брудера, технические характеристики

Для общего и местного освещения школьных коридоров, музыкальных и спортивных залов можно устанавливать источники света с цветовой температурой от 2400 до 6800 К. Интенсивность УФ облучения со спектральным диапазоном 320-400 нм не должен превышать 0,03 Вт/кв. м. Нельзя использовать источники света с длиной волны менее 320 нм.

Общее и локальное освещение в школах и садах: расчет

В дошкольных учреждениях и школах применяют два типа рабочего искусственного освещения – общее и локальное. Очень часто их комбинируют. Например, для общего используют растровые накладные светильники с люминесцентными лампами, а для локальной подсветки доски – настенный поворотный спот.

Специалисты рекомендуют использовать энергоэффективные источники света, которые характеризуются оптимальной светоотдачей и большим сроком службы.

Правильный уровень освещенности школьного класса можно рассчитать, используя несколько способов. Самый простой – по формуле – X х Y х Z, где:

Y – площадь помещения (кв. м);

X – уровень освещенности (лк);

Z – коэффициент высоты потолка.

Если потолок от 2,5 м до 2,7 м, то коэффициент – 1, если высота до 3 м – коэффициент 1,2, если от 3 до 3,5 м – то 1,5, от 3,5 м до 4, 5 м – 2.

Рассчитаем уровень освещенности класса. Площадь помещения – 50 кв. м, высота потолков – 3 м. Нормативные требования – 300 лк. Подставляем данные – 300 х 50 х 1,2 = 18000 лм. Эта величина позволит подобрать нужные источники света. На каждой лампочке указано силу светового потока в люменах.

Какие лампочки можно подобрать для класса?
Подробнее

Для общей системы освещения класса можно установить 4 растровых светильники с 4-мя люминесцентными лампами мощностью 18 Вт, продуцирующие световой поток по 1200 лм. Эти 12 ламп дают освещенность 14400 лм. Эффективным дополнительным светом, формирующим поток 3600 лм, станут несколько поворотных настенных спотов, установленных над доской, или подвесной линейный светильник, который тоже монтируют над доской и столом учителя. Индекс цветопередачи ламп должен быть не менее 80 R a . Стены и потолок класса должны быть окрашены в светлые цвета.

Для правильного расчета рекомендуем воспользоваться калькулятором, который находится на нашем сайте. Более точные показатели можно получить, применив сложную формулу. Подробнее об алгоритме расчета освещенности можно узнать из статьи в нашем блоге.

Светодиодные светильники для школ и садиков

На смену энергозатратным люминесцентным лампам, гудящим и мерцающим при работе, постепенно приходят экономичные светодиодные. ЛЕД источники света характеризуются:

  • долгим сроком службы – от 25 000 ч;
  • высоким качеством работы;
  • существенным снижением энергозатрат;
  • отсутствием мерцания;
  • различными оттенками свечения (холодный, нейтральный, теплый);
  • стильным современным дизайном.

LED светильники для школ и детсадов обеспечивают отличную освещенность помещений, где находятся детей. От света диодов глаза в течение учебного дня не устают. При выборе светодиодных моделей обязательно учитывают мощность, светоотдачу, цветовую температуру осветительных приборов, а также место монтажа. Линейные ЛЕД лампы устанавливают в линейные или растровые потолочные светильники. Также они могут работать в локальных осветительных устройствах у школьной доски.

Модели с температурой от 3000 до 4000 К применяют в стандартных классах. Светильники для кабинетов рисования, черчения и информатики должны иметь световую температуру не менее 5000 К.

Особенно популярны в школах и садиках ЛЕД панели. Это очень выгодная альтернатива люминесцентным линейным и растровым светильникам. Производители предлагают встраиваемые и накладные модели светодиодных панелей с различными оттенками свечения – холодным, нейтральным, теплым. Осветительные приборы имеют разные размеры и форму – квадратную, круглую, прямоугольную. Для различных помещений могут подобрать приборы нужной мощности. От компактных моделей на 3-4 Вт до больших мощных панелей на 50-70 Вт. О преимуществах ЛЕД панелей можно больше узнать из нашего видео.

Выбрать светодиодные осветительные устройства, которые идеально подойдут для школы, довольно просто – в сети магазинов Brille представлен широкий выбор различных моделей и их модификаций.

Официальное разъяснение Роспотребнадзора “О возможности использования светодиодного освещения” в детских дошкольных учреждений

Опубликовано разъяснительное письмо Роспотребнадзора России №01/6110-17-32 от 17.05.2017 г. “О возможности использования светодиодного освещения” в адрес региональных управлений, разъясняющее позицию надзорного органа о возможности использования светодиодных светильников в общественных, прежде всего детских учреждениях.

Заключение письма – сегодня Роспотребнадзор ограничивает возможность использования светодиодных источников освещения при организации систем искусственного освещения только в помещениях детских дошкольных учреждений.

Текст письма:

-“Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в связи с поступающими обращениями хозяйствующих субъектов по вопросам использования светодиодного освещения в образовательных учреждениях сообщает.
В настоящее время в действующих санитарных правилах и нормах отсутствуют требования, запрещающие использовать светодиодное освещение в жилых, общественных зданиях, в общеобразовательных организациях и учреждениях начального профессионального образования, а также на производстве.
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» в соответствии с п. 1.3. распространяются на проектируемые, реконструируемые и существующие жилые и общественные здания и в соответствии с п. 3.1.5. предъявляют гигиенические требования к световым приборам для общего и местного освещения, предназначенным к эксплуатации со светодиодами.
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в пункте 7.2.2. разрешают использование светодиодов в системах общего освещения, которое обеспечивается потолочными светильниками. В пункте 7.2.5 указаны условия размещения светильников со светодиодами.
Санитарно-эпидемиологическое нормирование в соответствии с Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 включает в себя разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил, контроль за проведением научно-исследовательских работ по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию, разработку, экспертизу, утверждение, введение в действие и опубликование санитарных правил.
Указанный объем работ был выполнен при планировании и проведении научных исследований по оценке воздействия светодиодных источников света на здоровье детей школьного возраста. Научная работа была проведена в 2011- 2012 годах в Федеральном государственном автономном учреждении «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России и подтвердила возможность использования светодиодных источников освещения в общеобразовательных учреждениях.
По результатам проведенного научного исследования были подготовлены и 25.12.2013 утверждены в установленном порядке изменения № 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10, разрешающие использование светодиодов в школах.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.1186- 03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебнопроизводственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования» в п. 2.4.2.3 допускают использование разных светильников, имеющих определенные светотехнические характеристики и конструктивное исполнение. Требования к типу источника света, а также к запрету использования светодиодов не предъявляются.
Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» также не содержит ограничений по применению светодиодов на рабочих местах.
Таким образом, в настоящее время санитарное законодательство ограничивает возможность использования светодиодных источников освещения при организации систем искусственного освещения только в помещениях детских дошкольных учреждений”.

Читайте также:  Нормы освещенности жилых помещений: по СНиП (СП), необходимые параметры для расчета

Cаморегулируемая организация в области энергетического обследования (СРО-Э-150)
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ АЛЬЯНС ЭНЕРГОАУДИТОРОВ»

Этой осенью в Гае будет обновлено уличное освещение.

Комплексные мероприятия направлены на снижение потребления электроэнергии на нужды уличного освещения города. На сегодняшний день уже заключен энергосервисный контракт с компанией ООО «ВЭСКК». Она смонтирует и настроит автоматизированную систему управления наружным освещением. А также заменят 2 668 уличных светильников на светодиодные.

«Роснефть» ввела в промышленную эксплуатацию в г. Красноуфимск Свердловской области новую газовую котельную тепловой мощностью 20,8 МВт.

Это первая из 10 газовых котельных, которые Компания введет в эксплуатацию до конца 2021 года. Прекращение использования угля и применение высокоэффективных котлов, работающих на природном газе, позволит в два раза уменьшить выбросы углекислого газа и снизить общий показатель образования парниковых газов в регионе. Таким образом, с началом нового отопительного сезона выбросы в атмосферу от котельных снизятся более чем на 90%.

Москва, 18 сентября. – Топливно-энергетический комплекс России заметно изменился под влиянием пандемии, вопросы экологии производства энергии, стабильных поставок энергоресурсов и его стоимости, а также прогнозов потребления заняли ключевое место в мировой новостной повестке.

Как будет развиваться энергетика России в условиях глобального энергоперехода, какую роль в этом процессе займет льготирование добычи, а также какие меры готовятся в России для развития торговли нефтью, газом и нефтепродуктами в рамках ЕАЭС Николай Шульгинов рассказал в интервью журналу «Нефтегазовая вертикаль».

Администрация Алатыря рискует в ближайшее время получить многомиллионный иск от одного из своих инвесторов, заключившего с мэрией города энергосервисный контракт.

Мало кто знает, что установленные на городских улицах прекрасные новые светильники, приобретены и смонтированы за счет собственных средств компании «РМК». Эта компания вложила в городскую инфраструктуру миллионы рублей, но на текущий момент возврат вложенных средств не представляется возможным. Из-за ошибок в конкурсной документации, заключенный между ООО «РМК» и администрацией Алатыря энергосервисный контракт признан недействительным. Наблюдатели полагают, что в целях соблюдения интересов жителей города и инвестиционного климата в Чувашии в целом в ситуацию просто необходимо вмешаться республиканской власти в лице главы региона Олега Николаева.

Михаил Миненков, глава города Невинномысска, в интервью каналу НТВ рассказал о технологиях, позволяющих называть Невинномысск умным городом.

Особое место в рассказе главы было отведено системе уличного освещения: сейчас Невинномысск считается самым светлым городом России. По статистике, в среднем в городах в адекватном состоянии находится около 70% светового оборудования, в Невинномысске же сейчас процент работающих светильников стремится к 100%. При этом уровень освещенности значительно превышает нормы, делая город по-настоящему светлым. Важно, что хороший уличный свет в Невинномысске есть практически во всех точках города, включая частный сектор.

Комитет Совета Федерации по экономической политике проводит «круглый стол» на тему «Мониторинг законодательного регулирования энергосбережения и энергетической эффективности в части замещения на изолированных и труднодоступных территориях неэффективной дизельной генерации электроэнергии генерацией на базе сжиженного природного газа и возобновляемых источников энергии».

Читайте также:  Освещение для салона красоты: какая должна быть подсветка парикмахерских зеркал

В рамках мероприятия планируется обсудить промежуточные итоги исполнения пунктов рекомендаций «круглого стола» «О законодательном регулировании энергосбережения и энергетической эффективности в части замещения на изолированных и труднодоступных территориях неэффективной дизельной генерации электроэнергии генерацией на базе сжиженного природного газа и возобновляемых источников энергии», состоявшегося в Совете Федерации 29 марта 2021 года.

ea@sro150.ru
expert@sro150.ru
8-925-905-26-73
8 (499) 394-40-61

СРО энергоаудиторов

  • Новости
  • Новости и объявления СРО
  • О партнерстве
  • Документы СРО
  • Условия вступления и членства в СРО
  • Контроль СРО
  • Реестр действующих членов СРО
  • Реестр исключенных членов СРО
  • Обучение и повышение квалификации
  • Личный кабинет

Для членов СРО

  • Образцы документов
  • Бланк энергопаспорта, XLS
  • Бланк энергопаспорта здания, XLS
  • Бланк энергопаспорта проекта здания, XLS
  • Бланк отчета, DOC
  • Программа энергосбережения
  • Энергодекларация
  • Методические материалы
  • Вопрос-ответ
  • Калькуляторы

Регистрация энергопаспорта в СРО

  • Поиск по реестру энергопаспортов
  • Размеры взносов и регламент
  • Заявление на проведение контроля (экспертизы)

Законодательство

  • Федеральные законы
  • Постановления Правительства
  • Распоряжения Правительства
  • Приказы министерств и ведомств
  • ГОСТы и стандарты
  • Прочие документы

Новости и объявления СРО

  • 20.09.2021. Николай Шульгинов: «Приоритет – это бесперебойное обеспечение экономики и населения доступными энергоресурсами»
  • 17.09.2021. 5 октября 2021 года в Комитете Совета Федераций по экономической политике состоится круглый стол
  • 16.09.2021. Опубликована архитектура программы Российской энергетической недели
  • 30.08.2021. Энергоэффективные технологии и средства автоматизации в пищевой промышленности обсудят в Санкт-Петербурге

Реестры СРО

  • Допуск СРО (свидетельства)
  • Реестр СРО-Э России
  • Реестр энергопаспортов
  • Извещения Минэнерго России о регистрации энергопаспортов

Регистрация энергопаспортов

  • 05.08.2020. Предоставление копий энергетических паспортов и отчетов в Минэкономразвития России (уполномоченный федеральный орган исполнительной власти)
  • 16.01.2019. Предоставление копий энергетических паспортов и отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти
  • 15.01.2019. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России
  • 29.12.2018. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

Проверить энергопаспорт

  • приказ №400
  • приказ №182
  • реестр СРО

СРО НП «МАЭ» — саморегулируемая организация в области энергетического обследования (СРО энергоаудиторов) — СРО-Э-150

Приветствуем Вас на сайте Некоммерческого Партнерства «Межрегиональный Альянс Энергоаудиторов» (НП «МАЭ») — саморегулируемой организации (СРО) в области энергетического обследования СРО-Э-150 (уведомление Минэнерго России о внесении в государственный реестр саморегулируемых организаций в области энергетического обследования под регистрационным номером СРО-Э-150 от 14 декабря 2012 года). СРО НП «МАЭ» является одной из крупнейших действующих СРО энергоаудиторов России, включающих более 100 организаций-членов.

Статья 18 ФЗ-261 устанавливает к СРО энергоаудиторов требование включать не менее 25 членов. За предыдущие годы десятки СРО энергоаудиторов потеряли статус саморегулируемых организаций и были исключены из государственного реестра СРО. Сейчас многие СРО энергоаудиторов включают менее 40 членов, что не позволяет считать их надежными по этому важному показателю.

При этом СРО НП «МАЭ» старается сохранять свою эффективность и наиболее низкие размеры членских взносов. В среднем размер ежемесячных членских взносов других крупных СРО энергоаудиторов составляет 5 000 рублей, а вступительный взнос составляет до 10 000-20 000 рублей.

Сайт www.sro150.ru посвящен деятельности СРО НП «МАЭ», вопросам вступления, членства и получения допуска СРО энергоаудиторов. Мы уверены, что ответственное лицо любой организации или индивидуальный предприниматель, не зависимо от региона месторасположения, смогут получить здесь информацию о данных вопросах, а также и в других смежных областях.

Наша цель — предоставить всю информацию о деятельности СРО НП «МАЭ» и видах работ в области энергетического обследования, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Кроме этого, всем без исключения предлагаем обратиться к порталу ГИС «Энергоэффективность» и сайту Национального центра энергоэффективности за получением дополнительных сведений.

Cаморегулируемая организация Некоммерческое Партнерство
«МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ АЛЬЯНС ЭНЕРГОАУДИТОРОВ»

Сведения из Государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования:

регистрационный номер: СРО-Э-150, дата внесения: 14 декабря 2012 года.

Более 100 действующих членов из более чем 30 регионов России.

Получение допуска и реестр членов СРО энергоаудиторов

Деятельность в области энергосбережения и энергоэффективности регулируется Федеральным законом №261-ФЗ 23.11.2009 г., а также №399-ФЗ от 28.12.2013 г.

Свидетельство о допуске выдается после проверки соответствия кандидата в члены СРО требованиям законодательства и стандартам СРО энергоаудиторов, в том числе требованию о наличии у специалистов знаний в области деятельности по проведению энергетических обследований.

Сведения о новом члене вносятся в реестр членов СРО и направляются в уполномоченный федеральный орган.

Выгодные условия вступления и получения допуска СРО энергоаудиторов

Вступительный взнос отсутствует — 0 рублей.

Взнос в Компенсационный фонд — 3000 рублей — вносится единоразово при вступлении в СРО.

Быстрая процедура вступления и оформления допуска СРО — всего 1-2 рабочих дня после поступления пакета документов.

Выгодные условия членства в СРО энергоаудиторов

Членский ежемесячный (регулярный) взнос — 1 000 (ФЛ), 1 500 (ИП), 2 000 (ЮЛ) рублей (при оплате за год).

Членский целевой взнос за регистрацию и контроль (экспертизу) качества энергопаспорта и отчета — от 500 рублей. Повторные поступления до момента регистрации энергопаспорта с выдачей отметки о соответствии — без дополнительных взносов.

Подготовка энергопаспорта и регистрация в реестре СРО энергоаудиторов

При разработке энергопаспорта Вы можете использовать любое доступное ПО (АРМ «E-PASS», АРМ «ЭНЕРГОАУДИТОР»), а также подготовить энергопаспорт в табличном редакторе, воспользовавшись бланком энергопаспорта с нашего сайта.

Читайте также:  Освещение в гостиной в современном стиле: точечное, без люстры, правила расположения, варианты дизайна интерьера

Срок контроля (экспертизы) — 1-2 рабочих дня. Вы получите протокол контроля, при наличии замечаний — необходимо устранить их.

Регистрация энергопаспорта в Минэнерго России (до 16.01.2019 года) и Минэкономразвития России

При отсутствии замечаний на титульных листах энергопаспорта и отчета ставится подпись руководителя и печать СРО энергоаудиторов.

Подготовленные членами СРО энергопаспорта ранее направлялись в Минэнерго России в установленный законодательством срок. По результатам проверки Минэнерго направляло в адрес СРО энергоаудиторов письма о принятии или отклонении энергопаспортов, с которыми можно ознакомиться в разделе «Извещения Минэнерго России о регистрации энергопаспортов».

Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России с 16.01.2019 года не производится, т.к. функции по регулированию в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности переданы Минэкономразвития России.

В настоящее время вступил в силу Приказ Минэкономразвития России от 25 мая 2020 г. № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования» и окончанием работ по энергетическому обследованию является регистрация энергопаспорта в Минэкономразвития России и СРО энергоаудиторов с выдачей отметки о соответствии на титульных листах (см. Федеральный закон от 19 июля 2018 г. №221-ФЗ).

19.05.2017. Роспотребнадзор: Разъяснение о возможности использования светодиодного освещения в школах и детских садах

Опубликовано письмо письмо-разъяснение Роспотребнадзора России №01/6110-17-32 от 17.05.2017 г. “О возможности использования светодиодного освещения” в адрес региональных управлений, разъясняющее позицию надзорного органа о возможности использования светодиодных светильников в общественных, прежде всего детских учреждениях.

Вывод — сегодня санитарное законодательство ограничивает возможность использования светодиодных источников освещения при организации систем искусственного освещения только в помещениях детских дошкольных учреждений.

Текст письма:

“Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в связи с поступающими обращениями хозяйствующих субъектов по вопросам использования светодиодного освещения в образовательных учреждениях сообщает.
В настоящее время в действующих санитарных правилах и нормах отсутствуют требования, запрещающие использовать светодиодное освещение в жилых, общественных зданиях, в общеобразовательных организациях и учреждениях начального профессионального образования, а также на производстве.
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» в соответствии с п. 1.3. распространяются на проектируемые, реконструируемые и существующие жилые и общественные здания и в соответствии с п. 3.1.5. предъявляют гигиенические требования к световым приборам для общего и местного освещения, предназначенным к эксплуатации со светодиодами.
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в пункте 7.2.2. разрешают использование светодиодов в системах общего освещения, которое обеспечивается потолочными светильниками. В пункте 7.2.5 указаны условия размещения светильников со светодиодами.
Санитарно-эпидемиологическое нормирование в соответствии с Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 включает в себя разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил, контроль за проведением научно-исследовательских работ по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию, разработку, экспертизу, утверждение, введение в действие и опубликование санитарных правил.
Указанный объем работ был выполнен при планировании и проведении научных исследований по оценке воздействия светодиодных источников света на здоровье детей школьного возраста. Научная работа была проведена в 2011- 2012 годах в Федеральном государственном автономном учреждении «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России и подтвердила возможность использования светодиодных источников освещения в общеобразовательных учреждениях.
По результатам проведенного научного исследования были подготовлены и 25.12.2013 утверждены в установленном порядке изменения № 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10, разрешающие использование светодиодов в школах.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.1186- 03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебнопроизводственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования» в п. 2.4.2.3 допускают использование разных светильников, имеющих определенные светотехнические характеристики и конструктивное исполнение. Требования к типу источника света, а также к запрету использования светодиодов не предъявляются.
Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» также не содержит ограничений по применению светодиодов на рабочих местах.
Таким образом, в настоящее время санитарное законодательство ограничивает возможность использования светодиодных источников освещения при организации систем искусственного освещения только в помещениях детских дошкольных учреждений”.

Дополнительные материалы:

Список мер, направленных на ускорение перехода в бюджетном секторе на энергоэффективные светодиодные источники света, включая требования к энергоэффективности при гос.закупках, и рекомендации регионам разработать соответствующие планы, от 30 января 2017 г. за подписью зам. министра энергетики А.Ю. Инюцына.

Письмо Министра энергетики А.В. Новака от 17 марта 2017 г. “Об энергетической эффективности при проектировании систем освещения в образовательных учреждениях” в Минстрой России с просьбой скорректировать положения четырех СП.

Студийное освещение: виды и схемы света для фотосессии

9 схем света для студийной съемки

Читайте также:  Студийное освещение: виды и схемы света для фотосессии

Как поставить свет в студии при съемке портрета?

Фотографам нужно знать, как установить источники света, чтобы добиться желаемого эффекта в кадре. Конечно, в студии можно работать интуитивно, экспериментируя и изучая направление светового потока. Но намного проще получить хороший результат, когда у тебя в голове есть готовые решения.

Специально для тебя мы повторили 9 световых схем с 1-3 источниками. Для этого мы использовали приборы и насадки, которые есть в нашей фотостудии.

Смотри световые схемы и вдохновляйся на съемки!

Схема 1

Установите рисующий свет немного левее камеры. Поставьте 2 осветителя по бокам и чуть сзади модели.

Чтобы контровики не влияли на фон, установите между фоном и светильниками белые панели.

Интенсивность освещения фона в этой схеме регулируется с помощью поднятия или опускания рисующего света.

Схема 2

Чтобы добиться белоснежного фона.

Установите рисующий свет рядом с камерой. Направьте контровые источники на фотофон.

Между моноблоками и моделью установите белые панели – это позволит избежать паразитных засветок от фона.

Схема 3

Чтобы получить ярко освещённую модель на тёмном фоне.

Установите источник света справа от модели, а рисующий октобокс – немного левее камеры.

Схема 4

Чтобы фон освещался равномерно.

Схема с одним источником света. Установите рисующий октобокс слева от камеры. По бокам модели поставьте две широкие отражающие панели для заполнения светом.

Схема 5

Чтобы получить градиент на фоне.

Направьте моноблок с рефлектором и сотами на фон и отделите контровой свет от фона отражателем, чтобы он меньше влиял на фон. Рисующий октобокс установите сбоку от камеры.

Схема 6

Чтобы добиться равномерного освещения при съемке высокой модели.

Используйте в качестве рисующего и контрового света осветители с длинным стрипбоксом. Установите их по диагонали, чтобы модель оказалась в центре. По бокам модели установите чёрные панели для исключения переотражения.

Схема 7

Чтобы создать драматическое освещение.

Схема с 1 источником света. Установите рисующий свет немного правее камеры выше головы фотографа, направьте его на модель.

Схема 8

Чтобы приглушить освещение фона и обрисовать контур модели.

Установите октобокс и источник со стрипбоксом по диагонали, чтобы модель оказалась в центре. Контровойсвет должен быть достаточно высоко, чтобы подсветить причёску. Для заполнения кадра установите отражатель справа от модели.

Схема 9

Чтобы добиться абсолютно чёрного фона.

Установите рисующий свет с сотами немного правее камеры.

По обеим сторонам от модели установите светопоглощающие панели.

Чтобы модель не сливалась с фоном, осветили его с помощью рефлектора.

Фотограф: Константин Чернов

Модели: София Кирсанова, Елена Жалбе, Юлия Жаворонкова

Снято на Panasonic Lumix DC-S1R.

  • Новости
  • Акции
  • Обзоры

Читайте также

Как настроить вспышку улице

Обзор Panasonic LUMIX BGH1. Маленькая камера для больших дел

Тест Panasonic Lumix S 85mm f/1.8: современный взгляд на средний класс

Студийный свет: простые и мощные техники

Постановка студийного освещения может показаться сложным делом, если Вы не брались за него прежде. Однако, «не так страшен чёрт, как его малюют». Посудите сами, всего два маломощных моноблока и несколько дополнительных принадлежностей – в считанные минуты Вы получаете качественное студийное освещение. Возможно, работа со студийными моноблоками даже проще, чем с накамерными вспышками.

Для этого урока мы взяли два моноблока Elinchrom D-Lite 2 it (прим. переводчика – цена в России составляет около 17 000 рублей за штуку). Тем не менее, сейчас рынок переполнен аналогичными по функциям и мощности моноблоками «на любой кошелёк».

Мы пройдёмся по всем необходимым компонентам качественного студийного освещения и покажем четыре световые схемы, с помощью которых Вы можете создавать профессиональные портреты даже в условиях домашней фотостудии. Нам будет помогать наша прекрасная модель Джэйд.

Световые схемы, которые мы представим – это отправная точка. Поэкспериментируйте и создайте на их основе собственные схемы. Все двери открыты перед Вами… особенно широко, когда Вы располагаете собственным помещением для экспериментов.

На постановку каждой световой схемы и съёмку с ней у Вас уйдёт не более 30 минут.

На этом вводных слов, пожалуй, достаточно. Приступим к делу и посмотрим, как это всё работает на практике.

Создание идеальной домашней фотостудии

Если Вы приобрели специальный набор для организации своей небольшой фотостудии дома, то в нём, обычно, есть всё необходимое для начала. Далее мы покажем несколько ключевых приспособлений, которые будем использовать в этом уроке.

1. Стойки

Моноблоки нужно на чём-то крепить, чтобы расположить их относительно нашей модели. Поэтому стойки для студийных моноблоков – вещи необходимые. Они позволяют не только закрепить источники света, но зафиксировать их на определённой высоте и под определённым углом к освещаемому объекту.

2. Импульсные источники света в форме моноблоков

Если Вы приобрели комплект студийного оборудования, то в нём, скорее всего, два источника света. Каждый моноблок содержит и основную лампу, производящую вспышку, и лампу постоянного света, создающую моделирующее освещение. Также, большинство моноблоков могут работать в ведомом режиме. Это значит, что достаточно синхронизировать спуск затвора в камере со вспышкой лишь одного моноблока. Остальные источники будут срабатывать, как только «вспыхнет» ведущий источник – моноблок, подсоединённый к камере.

Читайте также:  Освещение в спальне: как правильно сделать свет над кроватью, фото дизайна

3. Зонт

Зонтик – наиболее распространённая насадка. Он крепится к моноблоку так, чтобы свет отражался от внутренней поверхности зонта на снимаемый объект. Вы можете встретить зонтики из различного материала. Обычно доступны три варианта: белая полупрозрачная ткань, серебристое или золотистое светоотражающее полотно.

4. Софтбокс

Софтбокс – более сложное приспособление, чем зонтик. Как только Вы разберётесь, как собирать-разбирать эту похожую на миниатюрную туристическую палатку штуковину, Вы получите более мягкий, равномерный и, в общем случае, более красивый свет, чем даёт зонт.

5. Тубус/сотовая решётка

Оба устройства помогают «сфокусировать» свет, создать световое пятно. Они прекрасно подходят для подсветки модели сзади или для световых акцентов.

6. Отражатель

Простейший отражатель станет незаменимым помощником в создании студийного освещения, особенно, если Вы располагаете одним источником света. Отражатель используется в студии с искусственным освещением так же, как на улице с естественным: свет от источника отражается на модель таким образом, чтобы осветлить тени.

Схема #1. Рембрандтовская

Эта схема идеально подходит для художественных портретов с толикой драматизма и эпичности.

Присоедините к моноблоку зонтик с серебристой внутренней поверхностью. Поставьте источник сбоку от себя и наклоните под 45 градусов по отношению к модели. Поднимите моноблок на высоту равную примерно 180 см. В таком положении свет получится интенсивным и жёстким, будет распространяться на модель сбоку-сверху. Кстати, такой источник света называется рисующим.

Чтобы выровнять освещение, поставьте с другой стороны отражатель. Он перенаправит часть света от рисующего источника на затенённые участки лица и тела модели.

Явный признак того, что световая схема является рембрандтовской – световое пятно над скулой модели в форме треугольника. Такое освещение использовал Рембрандт ван Рейн при написании своих картин.

Итого вам понадобятся: один моноблок, один рефлектор, две стойки.

Схема #2. Ракушка

Эта схема идеально подходит, чтобы показать каждую детальку на лице модели и создать равномерное освещение.

Благодаря равномерному и плоскому свету «ракушка» прекрасно подходит для beauty-портретов.

Построить такое освещение довольно просто. Возьмите два источника света, установите мощность вспышек одинаковой, прикрепите к каждому моноблоку по софтбоксу (софтбоксы должны быть одинаковыми), наклоните их под одним и тем же углом к модели. Отодвиньте источники на равное расстояние от модели, установив по одному с каждого бока.

Дополнительно, приладьте отражатель горизонтально под лицом модели. Кстати, модель может легко удерживать его. Отражатель будет подсвечивать нижнюю часть лица.

Итого вам понадобятся: два моноблока, два софтбокса размером 66 см, один отражатель, две-три стойки.

Схема #3. С контровым светом

Это схема добавляет глубины и драматизма привычному портрету.

Чтобы добиться эффекта, установите на один из моноблоков тубус или сотовую решётку. Насадка сузит световой пучок.

Мы закрепили моноблок позади модели и направили его в сторону камеры так, чтобы он светил в затылок.

Эта схема не только усиливает драматический эффект и придаёт выразительности портрету, но и позволяет отделить модель от фона.

Обязательно убедитесь, что источник света не виден на фотографии.

Итого вам понадобятся: два моноблока, один софтбокс размером 66 см, один отражатель, одна сотовая решётка с простой насадкой или один тубус, две-три стойки.

Схема #4. Круговое освещение

С помощью этой схемы Вы создадите интересное стилистическое решение с хорошей проработкой контура.

Расположите оба источника немного позади модели, по одному с каждого бока, и направьте оба в сторону камеры. Схема требует подстройки. Она отлично подходит для съёмки обнажённой натуры, так как позволяет выделить контуры тела.

Следите за тем, чтобы не появлялись засветки. Наденьте шторки на моноблоки, бленду на объектив или установите какую-либо светонепроницаемую преграду между моноблоком и камерой, чтобы избежать попадания световых лучей от источников в объектив.

Здесь будет полезной помощь ассистента. Ему следует держать отражатель над головой модели, чтобы осветлить лицо модели.

Итого вам понадобятся: два источника света, две простых насадки с сотовыми решётками или шторками, один отражатель, один помощник, две стойки.

Последние напутствия

Избегайте слишком коротких выдержек!

Совет #1

Выдержка не играет существенной роли в студийной съёмке. Тем не менее, она должна быть достаточно короткой, чтобы избежать «шевелёнки».

Ещё, позаботьтесь о том, чтобы выдержка не была длиннее, так называемой, выдержки синхронизации Вашего фотоаппарата. Она указывается в инструкции, и обычно равна 1/200 или 1/250 секунды. Если устанОвите более короткую выдержку, то получите снимок с чёрной полоской.

  • Узнайте больше о выдержке и выдержке синхронизации из статьи «Основы фотографии # 5.3».

Совет #2

Мощность импульса (вспышки) измеряется в ваттах в секунду. Мощность моноблоков, которыми пользовались мы, равняется 400 ваттам в секунду, что эквивалентно мощности накамерных вспышек с ведущим числом 64. Этой мощности хватает для типичных портретов.

Читайте также:  УЗО на освещение ставить или нет: требования ПУЭ и других нормативных документов

Совет #3

Включите ручной режим съёмки («M»), используйте гистограмму и экран фотоаппарата. Так Вы сможете оценивать экспозицию. Меняйте мощность импульса в моноблоках, чтобы управлять интенсивностью света, и значение диафрагмы в фотоаппарате, чтобы регулировать экспозицию.

  • Больше об экспозиции Вы можете узнать из статьи «Основы фотографии # 1», а о режиме съёмки «M» из статьи «Основы фотографии # 4.11».

Совет #4

Чтобы синхронизировать спуск затвора со вспышкой необходимо соединить камеру и один из моноблоков. Наилучшим решением будет радиосинхронизация. Выполняется она с помощью специальных приёмника и передатчика. Сейчас комплект для радиосинхронизации можно приобрести всего за 600-1000 рублей.

Ещё один способ – соединить моноблок с камерой проводом. Однако, не все современные зеркальные фотоаппараты снабжаются гнездом, используемым специальным гнездом (разъём PC, X-sync).

Автор статьи: Jeff Meyer

Студийное освещение: виды и схемы света для фотосессии

Фотографируем портрет

  • 10-12-2018
  • Фотошкола / Студийная фотошколаadmin –>0 –>

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о портрете. Но не просто о портрете, а о камерном портрете. Хочу
уточнить: все, что вы услышите — это мое личное мнение (которое может абсолютно не совпадать с мнением редакции или вашим) и относится в основном к некоммерческой фотографии, хотя про коммерцию я тоже скажу несколько слов.

Про студию: я снимаю портреты в основном в студии и хочу рассказать о важных для меня особенностях. Студия должна иметь как минимум одно окно с непросвечивающими шторами или жалюзи для контроля света. Стены должны быть приятных оттенков и желательно с рельефом — я предпочитаю темно-коричневые или темно-зеленые оттенки, темный пол. Другое наполнение студии для меня необязательно и некритично.

Схема света для домашней студии

  • 27-03-2018
  • Студийная фотошколаadmin –> –>

О технике и источниках света

  • 16-11-2017
  • Студийная фотошколаadmin –> –>

Снимаем с одним источником света

  • 26-01-2017
  • Студийная фотошколаadmin –> –>

Фотосъемка BEAUTY

  • 26-01-2017
  • Студийная фотошколаadmin –> –>

Классический студийный портрет

  • 20-11-2016
  • Студийная фотошколаadmin –> –>

Beauty-портрет

  • 20-11-2016
  • Студийная фотошколаadmin –> –>

Схема света с тремя источниками света

  • 8-06-2016
  • Студийная фотошколаadmin –> –>

1) В качестве фона используем черный бумажный фон, также стараемся поставить модель максимально далеко от него. В данном случае задача — создать максимально темную атмосферу без лишнего побочного света.

2) Источник света (1) — рефлектор с сотами + шторками. Также установлен красный гелевый фильтр. Необходимо подсветить только прическу модели и не дать свету распространиться на др. части тела (плечи — допустимо). Рефлектор расположен на подвесной системе максимально высоко. Точные местоположение и направление выставляются уже на самой модели.

BEAUTY-фотография

  • 6-04-2016
  • Студийная фотошколаadmin –> –>

Общие подходы к фотосъемке BEAUTY

  • 2-02-2016
  • Студийная фотошкола / Жанры фотографииadmin –> –>

Свет и объем в фотографии

  • 2-02-2016
  • Студийная фотошколаadmin –> –>

«Какая у вас объемная фотография!» — эта фраза, безусловно, звучит как комплимент. Восторженных комментариев «плоской» фотографии припомнить не могу. Хотя художественной ценностью могут обладать и те, и другие. Апеллируя в этом вопросе к живописи, как к старшей сестре фотографии, можно встретить немало примеров «плоского» изображения. Ведь не придет никому в голову сравнивать культурную ценность картин Рембрандта и Малевича, Дали и Пикассо.

Наличие объема в современной живописи не ставится во главу угла, поскольку есть еще масса выразительных средств, таких, как форма, колористика и многое другое. Все то, что и в фотографии использовалось со времени ее изобретения. Сегодня, например, можно посчитать набирающий популярность прием сканографии прямым наследником фототипии Тальбота несмотря на то, что их разделяют чуть меньше двух столетий.

Портрет в высоком ключе

  • 8-12-2015
  • Студийная фотошколаadmin –> –>

В арсенале каждого фотографа, особенно занимающегося коммерческими съемками, должны быть световые схемы, которые можно использовать в качестве своего рода штампов: простые и эффективные, позволяющие получить гарантированный предсказуемый результат, когда нет возможности тратить время на творческий поиск и эксперименты.
Именно к таким схемам можно отнести и ту, о которой пойдет речь сегодня. Я часто демонстрирую ее на своих курсах и мастер-классах как пример универсального решения многих задач: от съемок частных клиентов до модельных тестов.
Снимок, который мы будем рассматривать, можно отнести к так называемым портретам «в высоком ключе» или «high key», точнее, к одной из его разновидностей.

«Высокий ключ» — это фотография с преобладанием светлых тонов, на которой отсутствуют темные элементы и глубокие тени. Во времена пленочной фотографии, когда каждый фотограф имел представление о зонной теории Адамса, высоким ключом было принято называть только тональное решение, при котором темные участки изображения не выходили за пределы второй ступени семиступенчатой шкалы плотностей (это определение до сих пор служит ориентиром для зануд-технофилов).

Студийная фотошкола. Схема света с двумя источниками.

  • 8-12-2015
  • Студийная фотошколаadmin –> –>

Схема света. Три источника света.

  • 15-10-2015
  • Студийная фотошколаadmin –> –>
Читайте также:  Освещение на балконе или лоджии: идеи дизайна, как провести свет, схема подключения

1. Источник рисующего света — софтбокс 90х60 — расположен под углом 45°.
2. Стрипбокс снизу от модели для получения более выразительного взгляда и сглаживания теней от рисующего света.
3. Источник света с фоновым рефлектором на минимуме для придания дополнительного объема фотографии.

Техника: Canon Mark II + 85 мм f/ 1.8
Текст и фото: Кирилл Савостиков

Схема света. Три источника света

  • 15-10-2015
  • Студийная фотошколаadmin –> –>

Создание цветового снимка в темном коридоре у себя дома

  • 7-08-2015
  • Студийная фотошколаadmin –> –>

Задача: сфотографировать модель на неидеальном фоне, сделав его с помощью света, черным, чтобы читался только силуэт.
1) Ставим модель в одном метре от стены, чтобы избежать попадания света на стену.
2) Выбираем позу модели, обращаем внимание на профиль и наклон головы.
3) Выставляем свет:
• Устанавливаем боковой источник света на стойки, видеосвет (LED 198) + синий фильтр: под небольшим углом в сторону модели.
• Второй источник света на стойки, видеосвет (LED 198) + желтый фильтр: под небольшим углом в сторону модели, чуть сбоку.
Тень от носа должна смотреться красиво и не резать лицо.
Настройки камеры: 1/100 сек, f/ 4.5, ISO 250
Оборудование:
— Nikon D4 + Sigma 35 mm f/ 1.4
— 2 стойки
— 2 видеосвета мощностью по 18 Вт
— 2 цветных фильтра

Уличная съемка с использованием студийного света

  • 18-05-2015
  • Студийная фотошколаadmin –> –>

Схема света

  • 14-04-2015
  • Студийная фотошколаadmin –> –>

Съемка рекламного натюрморта

  • 2-03-2015
  • Студийная фотошколаadmin –> –>

Эта фотография была сделана в рамках проекта оформления витрин для небольшого самостоятельного магазина парфюмерии. Для подобных случаев обычно используются промоушен-материалы, которые поставляются вместе с товаром от производителя. Такие изображения всегда великолепного качества, подготовленные к использованию, но они есть у всех. Поэтому для оформления своих витрин владелец магазина решил использовать свои собственные изображения.

Техническое задание проекта выглядело примерно так: сделать серию художественных фотографий парфюмерии (сами флаконы) с очень яркими, насыщенными цветам. Флаконы должны быть показаны достаточно крупно. Тот, кто давно снимает предметы, знает, что прозрачные бутылочки нужно фотографировать «на просвет». Так я поступил и в этот раз, за одним исключением: добавил контрастные цвета в кадр для усложнения фотографии.

Световая схема достаточно простая, однако требует высокой точности в установке и настройке мощности вспышек.

Схема света

  • 8-01-2015
  • Студийная фотошколаadmin –> –>

Съемка Beauty

  • 1-12-2014
  • Студийная фотошколаadmin –> –>

Создание черно-белого графичного снимка в студии

  • 1-12-2014
  • Студийная фотошколаadmin –> –>

Схема света

  • 5-11-2014
  • Студийная фотошколаadmin –> –>

Внимание к деталям. Два сюжета и минимальный набор света.

  • 5-11-2014
  • Студийная фотошколаadmin –> –>

История одной фотографии от Геннадия Чистова

  • 15-10-2014
  • Студийная фотошкола / История одной фотографииadmin –> –>

Использование флешметра в фотостудии

  • 14-10-2014
  • Студийная фотошколаadmin –> –>

В этой статье, уважаемые коллеги, я расскажу о конкретном примере использования флешметра в студии. Начинающие фотографы сегодня совсем не используют его в студийной съемке, а, оценивая экспозицию и уровень мощности импульса в отдельных точках объекта съемки, они чаще ориентируются визуально, рассматривая гистограмму или превью на экране камеры.

Давайте посмотрим, как можно работать с флешметром в студи при съемке портрета на белом фоне. Я использую прибор Seconic FLASH MASTER L‑358. Этот флешметр завоевал огромную популярность и является лидером продаж среди моделей своего класса.
В этой статье я привожу примеры из студийной съемки, которая производилась в разное время. Источники света располагались классически. На фото есть рисующий, заполняющий и контровой света. В качестве контрового я использовал свет, отраженный от белого фона. Во всех случаях работал генератор световых импульсов Balcar 2400.

Дым как дополнительный источник света

  • 14-10-2014
  • Студийная фотошколаadmin –> –>

Основы работы со студийным светом

  • 1-10-2014
  • Студийная фотошколаadmin –> –>

Постоянный свет

  • 1-10-2014
  • Студийная фотошколаadmin –> –>

Новая портретная работа постоянного фотографа VISIONLab Media Антона Росси.
Стильные яркие кадры — это типажная модель, продуманный до мелочей световой рисунок, внимание к деталям. Fashion-съемка — это свобода в проявлении.

РАБОТА С МОДЕЛЬЮ
На этапе подготовки к съемке важно подобрать образ для модели. Опытный стилист всегда будет опираться на задумки и раскадровки фотографа. На этой съемке fashion-стилист Светлана Федорова идеально подобрала одежду и аксессуары для образа Ильи.

РАБОТА СО СВЕТОМ
В съемке были использованы четыре источника Dedolight DLH4 150W. Фотосъемка проходила в студии PRIDEphoto, где есть отличное освещение для творчества. Постоянный свет предоставил Дмитрий Андреев — представитель постоянного света Dedolight, компания Dedotec Russia.
“С постоянным светом я работаю давно, но каждый раз экспериментирую”, — говорит Антон.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: