Цоколи автомобильных ламп: виды и типы, маркировка, таблица совместимости

Назначение и виды цоколей автомобильных ламп

С развитием автомобильной индустрии развивалась и светотехника. Первые автомобили были оборудованы керосиновыми фонарями, но нормы безопасности требовали увеличения яркости и фокусировки света. В результате этого появилось большое количество осветительных приборов разной мощности и назначения. Чтобы предотвратить неправильную установку цоколи автомобильных ламп получили разную форму.

Понятие и функция цоколя

Первые электрические источники света подсоединялись к проводке при помощи винтовых соединений. Такой способ фиксации был неудобен и усложнял замену вышедшего из строя элемента. Прорывом в области осветительных приборов стала разработка Томаса Эдисона. В 1880 г. он представил свое изобретение – лампу накаливания с резьбовым цоколем. Впоследствии появилось множество вариантов несовместимых между собой цоколей.

Основная задача патрона и цоколя – изолировать проводники и обеспечить надежную фиксацию источника света, а при наружном использовании герметизировать фару или плафон. Материалы, из которых они изготовлены, должны выдерживать нагревание от источника света и не деформироваться, а контакты соответствовать силе тока и обеспечивать надежное соединение.

Конструкция автомобиля подразумевает наличие различных источников света. К каждому из которых предъявляются специфические требования по яркости, мощности и направленности светового пучка. Из-за того что внешне одинаковые лампы могут иметь разные характеристики, были разработаны стандартизированные обозначения.

Расшифровка маркировки по семействам

На территории СНГ можно встретить 3 основных стандарта, определяющих типы цоколей автомобильных ламп: отечественный (ГОСТ 2023.1-88 и ГОСТ 17100-79), европейский (IEC-EN 60061-1) и американский (ANSI).

ANSI и IEC являются совместимыми стандартами и имеют одинаковые обозначения для автомобильных осветительных приборов. Отличает их то, что к продукции, которая выпускается для американских потребителей, предъявляются менее строгие требования к формированию пучка света. Такие автолампы ограничены в показателе максимальной мощности, т.к. существует риск ослепления встречного автотранспорта.

Европейские

Наиболее распространенной является европейская стандартизация. Эти условные символы определяют тип лампы, для которых существуют стандартные цоколи:

  • T (T4W) – мини-лампа;
  • W в начале (W5W) – бесцокольная автолампа;
  • W после цифры в конце (P21/5W, W3W) – мощность лампы в Вт.
  • H (H1, H4, H6W) – галогенная лампа;
  • С (C5W) – лампа софитного типа, иногда этот символ не указывается (10W);
  • Y (PY21W) – колба таких ламп имеет оранжевый цвет;
  • R (R5W) – с колбой 19 мм;
  • P (P21W) – с колбой 26,5 мм.

Для автоламп с обозначениями R и P диаметр цоколя составляет 15 мм.

R2 (P45T) применялись в 50-70-х гг. для фар головного света. Сейчас они не используются. При замене ламп на старых автомобилях применяются специальные переходники, позволяющие использовать автолампы существующих стандартов (P43T).

Отечественные

ГОСТ 2023.1-88 был разработан во времена Советского союза. Его классификация автомобильных ламп основывается на европейских стандартах, но имеет менее привычный вид:

  • А (А 12-21-3) – автомобильная;
  • МН (АМН 24-3) – миниатюрная;
  • С (АС 24-5-1) – софитная;
  • КГ (АКГ 12-45+40) – кварцевая галогенная.

Число, идущее после букв, обозначает номинальное напряжение, а число после тире – мощность в Вт. Наличие знака «+» свидетельствует о наличии 2 тел накала (ближний/дальний), а цифра обозначает его мощность. После второго тире указывается отличительная особенность автолампы. Согласно ГОСТу лампы разделены на категории, цокольная часть которых совместима с европейскими аналогами.

Пример обозначения:

АКГ 12-55+45-1 (H3) – автомобильная кварцевая галогенная лампа накаливания категории H3 с номинальным напряжением 55 Вт для первого тела накала и 45 Вт для второго, отличающаяся от базовой модели. Как и европейские автолампы типа H3, она имеет цоколь PK22s и является взаимозаменяемой.

Обозначение ламп и их тип

Ориентироваться в отечественных маркировках источников света тяжелее, т.к. в них отсутствует информация о категории, к которой принадлежат автолампы, а определить тип цоколя без таблицы не получится. Поэтому изучать разновидности и виды автомобильных лампочек предпочтительнее по европейской классификации IEC.

Ксеноновые

Колба таких автоламп заполнена инертным газом (ксеноном), а свечение обеспечивает электрическая дуга между вольфрамовыми электродами. Благодаря высокой температуре повышается яркость свечения, а цветовой спектр приобретает синий оттенок (4600-6000 K).

Ксеноновые лампы имеют несфокусированный световой поток. Для его фокусировки применяется специальная оптика с линзами. Такие фары имеют обозначения DC, DR и DCR. Запрещено использовать такие источники света в автомобилях, конструкция которых для этого не предназначена.

Галогенные

Кварцевые галогенные лампы применяются для головного света фар. Их колбы заполнены парами галогенов (брома или йода). Наличие газа позволяет поднять температуру нити накаливания до 2700-3000 К и предотвратить выгорание вольфрама. Геометрия с применением короткой спирали обеспечивают хорошую фокусировку и спектр света, приближенный к естественному освещению. Колба таких лампочек изготовлена из кварцевого стекла.

Накаливания

С появлением галогенных автоламп классические лампы накаливания перестали использоваться в качестве основного освещения автомобиля. Внутри вакуумированной колбы из силикатного стекла находится вольфрамовая нить, обеспечивающая свечение при нагревании. В таких условиях максимальная температура нагрева спирали составляет 2000 К, а из-за большой длины нагревательного элемента сложно добиться хорошей фокусировки. Нить часто перегорает, а выгоревший вольфрам оседает на внутренней поверхности стекла.

Светодиодные

За последние несколько лет широкое распространение получили светодиодные лампы (LED). Свечение в них возникает благодаря высвобождению фотонов из полупроводников при прохождении тока, а спектр излучаемого света определяется химическим составом. Светоотдача мощных LED-ламп может составлять 70-100 лм/Вт, что в 5 раз выше, чем у галогенных аналогов. Универсальность позволяет создавать осветительные элементы любой конструкции и компоновки. Благодаря этому их можно использовать во всех системах освещения автомобилей.

Как определить тип цоколя по названию лампы?

На корпусе лампы может быть указана система ее соединения с патроном. Выделяют следующие типы цоколей автомобильных источников света: фланцевый (P), симметричный штифтовой (BA), несимметричный штифтовой (BAY, BAZ), софитный (SV), бесцокольный (W). Последний символ в маркировке обозначает количество контактов: s (1), d (2), t (3), q (4), p (5).

Читайте также:  Маркировка фар: ксенон, светодиодные лампочки, ближнего света, их расшифровка

При отсутствии такой маркировки, следует воспользоваться таблицей:

Сфера применения Тип лампы Тип цоколя
Головной свет и противотуманные фары R2 P45t
H1 – читать обзор P14,5s
H3 – читать обзор PK22s
H4 (ближний / дальний) P43t
H7 PX26d
H8 PGJ19-1
H9 PGJ19-5
H11 PGJ19-2
H16 PGJ19-3
H27W/1 PG13
H27W/2 PGJ13
HB3 P20d
HB4 P22d
HB5 PX29t
Ксеноновый головной свет D1R PK32d-3
D1S PK32d-2
D2R P32d-3
D2S P32d-2
D3S PK32d-5
D4R P32d-6
D4S P32d-5
Стоп-сигналы, задние фонари, указатели поворотов P21/5W (P21/4W) BAY15d
P21W – читать обзор BA15s
PY21W BAU15s/19
Габаритные огни, боковые указатели поворотов и подсветка номера W5W W2.1×9.5d
T4W BA9s/14
R5W BA15s/19
H6W PX26d
Подсветка салона и багажника 10W SV8,5 T11x37
C5W SV8,5/8
R5W BA15s/19
W5W W2.1×9.5d

С фланцем

Фланцевые лампочки используются для головного света автомобилей. Строгие стандарты расположения спирали позволяют добиться точной фокусировки света. В зависимости от назначения нить накала может быть свернута или растянута вдоль отражателя. Для использования в противотуманных фарах спираль размещается перпендикулярно.

Софитный

Софитные лампы по своей форме похожи со слаботочными предохранителями. Такая конструкция позволяет использовать плоский плафон. Они используются для подсветки салона, багажника, бардачка и номерных знаков.

Стеклянный

Бесцокольные автолампы имеют низкую мощность 1-21 Вт и устанавливаются в габаритные огни, повторители поворотов и панель приборов. Существуют модификации с пластиковым цоколем.

Штифтовый

Штифтовые лампы получили самое широкое применение. На одном автомобиле может быть установлено до 20 таких источников света. Существует 3 модификации:

  1. Симметричное расположение штифтов – прозрачное стекло, 1 спираль.
  2. Штифт, смещенный по высоте – прозрачное стекло, 2 элемента накала.
  3. Штифт, смещенный по окружности – оранжевое стекло, 1 нить накала.

к содержанию ↑

Разъемные соединения светодиодных ламп

Благодаря маленькому размеру полупроводников возможна любая компоновка светодиодных ламп. Они могут быть использованы как для освещения приборной панели, так и для головного света автомобиля. Но для мощных LED необходимо наличие пассивного (радиатора) или активного (модульюя с вентилятором) охлаждения, что затрудняет установку цоколя стандартного типа. Для решения этой проблемы цоколь разделяется на 2 элемента:

  • каркас с системой охлаждения для фиксации лампы;
  • блок с контактами и драйвером на проводе.

Такая конструкция LED-ламп обеспечивает совместимость со всеми существующими типами цоколей.

Цоколи автомобильных ламп: обозначение и типы

Современный автомобиль оснащен лампочками разных типов, которых насчитывается больше сотни. Они предназначены для выполнения разных задач. Автолампы облегчают и делают возможным использование автомобиля в темноте или в условиях плохой видимости, обеспечивают безопасность движения.

По типу размещения делятся на лампы внутренние и внешние, также различаются габаритами, электрическими параметрами и наличием металлической насадки – цоколя. О значении последнего элемента автомобильных ламп хотим поговорить более подробно.

Цоколь – часть лампы, благодаря которой стеклянная колба удерживается в патроне. Одновременно конструкция является контактным элементом и передает к нити накаливания электрический ток. Корпус состоит из площадки, контактных соединений, лепестков. Также насадка обеспечивает герметизацию стеклянной колбы осветительного устройства, ограждая содержание в стеклянной оболочке от внешней среды.

В большинство автомобильных высокомощных ламп, предназначенных для наружного освещения, закачан газ. Задача цоколя – обеспечить герметичность лампы на протяжении всего периода эксплуатации, во время которой изделие поддается тряске, воздействию температурных перепадов. Для этого цоколь должен плотно входить в патрон. Преимущественно все автомобильные лампы изготовлены в гнездовом варианте с фиксирующими выступами, чтобы легко вставлялись или извлекались во время замены.

После длительного нахождения в патроне под воздействием внешней сырости металлические элементы не должны вступать в окислительную реакцию. Даже если в лампе накаливания нет газа, колба все равно должна быть герметичной, так как внутри создается вакуумная среда. С началом использования светодиодных ламп, герметизация стала рудиментарной, но отказаться полностью от классических ламп накаливания в автомобилях производителям пока что не удается.

Типы и маркировка на цоколях автомламп

Изначально обозначение на лампах разных производителей не систематизировалось. Каждый наносил символы, какие считал нужным. Это вело к бесконечному разнообразию люминесцентных изделий. В нашей стране ориентирным стандартом стал ГОСТ 2023-88. Документ не решил всех проблем, но в нем дано базисное описание большинства ламп и цоколей, которые используются в автомобилях.

Чтобы определить количество контактов, необходимо знать буквенный символ для каждого типа цоколя

  • одно контактный – s;
  • двух контактный – d;
  • трех контактный – t;
  • четырех контактный – q;
  • пяти контактный – p.

Маркировка типа цокольных автоламп

  • обычная автомобильная – А;
  • софитная – АС;
  • миниатюрная – АМН;
  • цокольная миниатюрная (цоколь объединен с колбой) – Т;
  • кварцевая галогенная – АКГ;
  • металлический цоколь (мм) 15, колба (мм) 19 – R;
  • лампа накаливания с диаметром стеклянной оболочки корпуса (мм) 40 (устаревший вариант ламп дальнего или ближнего света, практически уже не используется) – R2;
  • цоколь (мм) 15, колба (мм) 26,5 – P;
  • двустороннее расположение цоколя, софитная лампа (обычно используется для подсветки кабины, номерного знака) – SV или (С);
  • симметрично штифтовая – BA;
  • штифтовая с одним смещенным по высоте штифтом – BAY;
  • штифтовая со смещенным по высоте и радиусу штифтом – BAZ
  • нераздельно изготовленный цоколь и стеклянная колба – W.

Маркировка автомобильных ламп не по цоколям

Галогенный тип ламп относится к наиболее распространенному. Изделия такого плана могут изготавливаться с разными по размерам цоколями, но их маркировка всегда начинается с буквы «H» (галогенная лампа). Также могут встречаться цифровые обозначения. Они указывают на уникальность формы и цоколевой части автолампы. Например, противотуманная лампа маркируется как 9145.

Читайте также:  Подключение видеорегистратора к плафону освещения (снятие плафона салона и запитка через переходник)

Маркировка по цвету освещения

Если после первого символа маркировки проставлена буква Y, это значит, что колба автолампы оранжевого цвета. Например, лампа с пятнадцатимиллиметровым цоколем, оранжевой колбой будет обозначена следующей надписью – (PY21W).

Дальше предоставляем рисунок, с помощью которого будет несложно сравнить вышеприведенные описания с формой автомобильной лампы плюс цоколь, чтобы знать, какой визуальный вид имеют изделия.

Автомобильные лампы — типы, маркировка, назначение и внешний вид

Осветительные элементы в автомобилях и их крепежно-контактные системы разнятся в зависимости от нескольких факторов:

  • страна производитель автомобиля;
  • марка авто;
  • год выпуска модели;
  • назначение лампы в конструкции.

Таким образом, цоколи автомобильных ламп не взаимозаменяемы и замена сгоревшего осветительного прибора превращается в довольно-таки сложный процесс. Приходится разбираться в обозначениях, расшифровывать маркировку на конкретном элементе, и даже один и тот же тип лампочки разнится по рабочим характеристикам. Одновременно с этим отсутствие единого стандарта открывает возможности для автолюбителей, желающих не только заменить агрегат, но и проапгрейдить свой автосвет, что в простонародье именуется «колхозный тюнинг».

Лампочки по законам ГИБДД

Относительно законности таких мероприятий все далеко не однозначно, так как регулирующие органы запрещают вмешательство в конструкцию автомобиля. В принципе эти меры не беспочвенны, ведь большинство водителей стремятся достичь максимальной освещенности проезжей части, что идет в ущерб водителям встречного потока, которых слепит яркий свет. Ситуация противоречива, так как одной стороны, даже кратковременное ослепление встречными фарами может привести к потере управления, а с другой стороны, недостаточная освещенность дорожного полотна тоже повышает риск аварийности. На практике, единственный способ сделать дорогу перед машиной более различимой в момент засветки встречными фарами — это повысить яркость собственных.

В итоге все замыкается на погоне за яркостью и некоторые государства, в том числе Российская Федерация на законодательном уровне пытаются регулировать этот вопрос, поддерживая единый стандарт для уровня излучаемого света, степени боковой засветки и наличия четко выделенной границы между центральным и периферическим световыми пятнами. Однако, по статистике около 40% всех автомобилей в РФ имеют в конструкции фар лампы, не предусмотренные заводом производителем машины. В большинстве случаев это не является поводом для составления протокола о нарушении правил сотрудниками ГИБДД, так как визуально определить несоответствие агрегата ЭД (эксплуатационной документации) затруднительно.

С 1 июля 2021 года в РФ легальность любых внесенных в конструкцию ТС изменений, не предусмотренных эксплуатационными документами, будут оценивать в ГИБДД лабораторным методом в соответствии с ГОСТ 33670–2015. Это значит, что все желающие могут узаконить свой автотюнинг, если лабораторная экспертиза докажет безопасность внесенных изменений.

В Соединенных Штатах «законники» подобными вопросами, кстати, вовсе не заморачиваются и ездить разрешают с любыми примочками. В любом случае даже для установки оригинальной лампочки приходится ориентироваться в основных видах и модификациях автоламп, так как способы установки и крепления, а также источники питания для автосвета не унифицированы.

Основные выводы

Когда выбираем светодиодные лампы для автомобиля, не стоит ориентироваться на цены. Стоимость не лучший показатель, гораздо выгоднее ориентироваться на производителя. Существуют бренды, занимающие верхние позиции в большинстве рейтингов. Сравнительно высокая стоимость окупится длительным сроком эксплуатации. Не стоит забывать о требованиях законодательства. Если ГИБДД будет начислять штраф при каждом выезде, никакой выгоды от замены не будет.

Предыдущая Автомобильный светКсенон в противотуманки: можно ли ставить и какая ответственность за использование Следующая Автомобильный светКак выбрать лучшую лампу в фары ближнего света на Ладу Ларгус


Немного исторических фактов

Первые лампы головного света для автомобилей Карла Бенца в 1985 году представляли собой обычные керосинки.

К концу столетия на смену керосиновым источникам света пришли ацетиленовые фонари, аналогичные паровозным, работающие по принципу газовой горелки.

И только в 1910 на Cadillac и Rolls-Royce были установлены первые фары с привычным для всех рефлектором, питающиеся от аккумулятора и работающие по принципу лампочки Ильича.

С тех пор электрический источник энергии для ламп остается неизменным, что нельзя сказать о принципе их работы и конструктивных особенностях, влияющих на главные характеристики осветительных приборов.

Типы автомобильных ламп

По этим критериям различают несколько видов электрических ламп, применяемых в автомобилестроении.

Накаливания

Представляют собой вольфрамовую нить в стеклянной колбе, из которой максимально откачан воздух. При подаче напряжения на противоположные концы нити происходит разогрев вольфрама, сопровождающийся излучением фотонов света в видимом спектре. По причине недостаточной мощности и малого ресурса, а также теплоты свечения до 3200 K для головных фар этот тип автоламп применяется только в старинных ретроавтомобилях. А в современных машинах используется для подсветки салона и панели приборов.

Краткие технические особенности

Цоколь лампы для авто – неотъемлемый элемент, который требуется для крепкой фиксации светильного аппарата в патроне устройства. Помимо всего, данная деталь обеспечивает беспрерывную подачу электроэнергии через свои контакты для подпитки светоприбора. Некоторые константные элементы предусматривают наличие газа, в результате неправильного подбора устройства может образоваться утечка.

Типы цоколей в рамках одного автомобиля

Цоколи подразделяются по виду контактных приспособлений и могут быть:

  1. С лепестками
  2. Монолитными площадками
  3. Проволочными штырьками.

Если дело касается диодных приспособлений, то фиксирование лампочек для авто не обязательно. В остальных типах автоламп, таких как галогеновые, ксеноновые и аппараты с методом накаливания, обязательно должно присутствовать герметичное соединение.

Каждая модификация цокольного элемента обладает индивидуальным индексом, который может различаться как буквенной символикой, так и цифрами. Все значения сообщают определенные параметры изделия. Чтобы понять расшифровку видов автомобильных лампочек, следует изучить таблицу и списки определений.

Читайте также:  Запотела фара: как не снимая устранить влагу изнутри

Маркировка по цоколю

Предназначение в краткой форме:

  1. Аппарат надежно удерживает светоприбор в патроне присоединительного типа.
  2. Является проводником электроэнергии, поступающей от источника до нитей накаливания.
  3. Обеспечивает герметизацию корпуса автолампы, защищающую устройство от влияния внешних факторов.

ВИДЕО: Основные виды цоколей

Виды автомобильных цоколей

Для удержания лампы в посадочном месте и герметизации колбы необходим цоколь, имеющий контакты для соединения с источником питания. В зависимости от многих факторов цоколи разнятся по форме и размерам конструктивных элементов.

С защитным фланцем

Он же фокусирующий. Используется в фарах головного света, так как шпильки на фланце расположены в точном соответствии с посадочными пазами. Это позволяет добиться одинаковой фокусировки лучей в левой и правой фаре со строгим углом наклона. Крепится посредством болтов или прижимной пружины, расположенной в задней части корпуса фары. В противотуманках спираль накала, колба с газом или светодиодная панель располагаются перпендикулярно рефлектору. Соединение с контактами осуществляется при помощи клемм.

Софитные

По форме напоминают предохранители напряжения. Такое расположение цоколей позволяет устанавливать эти источники света в плоские элементы конструкции. Применяются для подсветки номерного знака, приборных панелей, салона, багажника.

Штифтовые

Они же байонетные. Похожи на резьбовые, но функцию резьбы выполняют один или несколько штифтов. Штифты могут располагаться со смещением по высоте и радиусу. Фиксация происходит поворотом лампы на 10–15 градусов по часовой стрелке до упора. В качестве контакта выступает металлический корпус цоколя и одна или две напайки на торце. Применяется во всех видах освещения, кроме головного света, чаще всего, для указателей поворотов, стоп-сигналов, габаритных огней.

Cо стеклянным цоколем

Металлические крепежные элементы в такой лампе отсутствуют, а удержание в посадочном месте происходит за счет фиксации пружинным зажимом в патроне. Устанавливаются в габаритные огни, аварийное освещение, подсветку приборной панели и везде, где не нужна большая мощность.

Видео описание

Топ-10 лучших автомобильных ламп h3: как выбрать противотуманки (птф)
Посмотрите полезное видео о светодиодных лампочках:

Галогенные источники света

Галоген-лампы имеют форму трубки, применяются для решения дизайнерских задач при работе над стилем натяжного потолочного покрытия. Галогеновые лампочки содержат в своей конструкции рефлектор в форме диска, выполняющий функцию регулировки направления пучков света. Отличительной особенностью «галогенок» является постоянная невысокая температура. Эти лампы не нагреваются, поэтому безопасны при использовании именно для натяжных потолков. Кроме этого, они не испускают никаких вредных для человека или животных веществ.

Люминесцентные

Эти лампочки имеют покрытую люминофором внутреннюю поверхность. Пространство в центре такого источника света заполняется газом в смеси с небольшим количеством ртути в виде пара. Принцип действия люминесцентных ламп состоит в следующем. Внутрь лампы посылается заряд, превращающийся в волны ультрафиолета, покрытие из люминофора реагирует ровным, ярким, постоянным свечением. Различают компактные и линейные лампы.

Газоразрядные

Эти лампы работают на энергии электрической дуги, возникающей внутри них. Используются для создания мощного источника света. Требуют большого слоя люминофора, чем предыдущий вид.

Газоразрядная лампаИсточник yunimag.ru

Энергосберегающие источники света

Энергия, потребляемая этими лампочками, может быть в несколько раз больше, чем у некоторого количества неэкономных лампочек старого образца. При этом на рынке можно купить энергосберегающие экземпляры с практически любым диаметром цоколя. Все они будут служить от 25 до 100 тысяч часов.

Филаментные

Филаментные лампы выглядят очень странно, но привлекательно со своими жёлтыми «палочками» и полосочками внутри стеклянной колбы (диодами), поэтому сейчас они имеют возросшую популярность. Конструкция этого типа осветительных приборов предполагает наличие таких элементов:

  • рассеивателя (деталь из специального стекла);
  • нитевидных светодиодов, драйвера (для безопасной работы при перепадах напряжения в сети);
  • цоколя (выполняется только из специального инновационного стойкого материала).

Неотразимые филаментные лампочкиИсточник www.ecostarlighting.com.cn

Маркировка и обозначение автоламп

По количеству контактов

В некоторых маркировках, в самом конце маленькой латинской буквой обозначается количество контактов в цоколе по принципу первой буквы латинского исчисления:

  • s (single) — 1;
  • d (duo) — 2;
  • t (tres) — 3;
  • q (quatro) — 4;
  • p (penta) — 5.

В качестве примера можно привести распространенный цоколь P45t, где буква t означает, что лампочка питается посредством трех контактов.

По типу цоколя

По ГОСТ 2023-88, принятому еще в советские времена, в маркировке ламп не всегда заложена информация о конкретной разновидности присоединительной системы. Например:

  • АКГ — аббревиатура, означающая, что прибор представляет собой автомобильную кварцевую галогенную лампу;
  • А — буква, информирующая только о принадлежности лампы автотранспортному средству;
  • АМН — автолампа, где буквы МН говорят о миниатюрных размерах;
  • АС — единственный случай, в котором литерой С обозначен софитный цоколь.

С евростандартом ECE все обстоит несколько лучше. Здесь уже выделены отдельные обозначения для максимальной информативности всех конструктивных особенностей осветительного прибора, где:

  • H — галогенная лампа;
  • T — миниатюрная;
  • R — стандарт с диаметром цоколя 15 мм.

В отношении конкретного типа цоколя по европейской маркировке различают:

  • P — фланцевый;
  • W — стеклянный;
  • BA — байонетный, с симметрично расположенными штифтами;
  • BAY — байонетный, со штифтами, смещенными по высоте;
  • BAZ — байонетный, со смещением штифтов по радиусу и по высоте;
  • G — штырьковый;
  • E — резьбовый.

Если лампа производства США, то американские стандарты DOT предусматривают следующие обозначения:

  • HB1 и HB2 — галогенная, двухнитевая лампа;
  • HB3 — однонитевая дальнего света;
  • HB4 — однонитевая ближнего света;
  • D1R, D1S — газоразрядные, первого поколения;
  • D2R, D2S — газоразрядные второго поколения.

Буквы S и R указывают на линзовый и рефлекторный тип оптики.

Таблица совместимости цоколей и автомобильных ламп


При этом в лампах H и НВ каждый тип имеет соответствующие габариты, в которых строго регламентирован радиус колбы и цоколя. Размеры указаны на картинке.

Читайте также:  Лучшие лампы Н1 для линзованных фар: правильный подбор


Это значит, что светодиодные аналоги с подобной маркировкой в идеале тоже имеют соответствующие размеры в миллиметрах. Некоторые китайские версии с этими же обозначениями могут не совпадать с посадочным местом и даже не поместиться в корпус фары, если оптика расположена вплотную к заводской лампе, а колба аналога на пару миллиметров длиннее.

Цоколи автомобильных ламп: виды и типы, характеристика цоколей автоламп, расшифровка маркировки, подбор подходящих для автомобиля

Маркировка

Выбирая лампы для автомобиля необходимо принимать во внимание:

  • условия применения (дальний и ближний свет, противотуманки, салон, поворотники, габариты);
  • марку авто;
  • данные силовой установки.

Наиболее востребованными в сфере автомобилестроения являются галогенные и ксеноновые лампы. В последнее десятилетие неплохо себя зарекомендовали и светодиоды.

Комбинированная разновидность автоламп появилась на рынке не так давно. Она представляет собой конструкцию с 2-мя спиралями, каждая из которых может выполнять свою автономную функцию.

Для облегчения процесса выбора производители ввели маркировку – буквенное и цифровое обозначение, позволяющее точно определить тип источника света и его размеры.

Стоит отметить, что отечественная, американская и европейская маркировка автомобильных ламп по типу цоколя может отличаться.

Америка и Европа

Европейская и американская классификация ламп (ЕСЕ) представлена в буквенных обозначениях:

  • Т (миниатюрная цокольная) – используется чаще всего в габаритах;
  • R (цоколь d=1,5 см и колба – до 19 мм) – также для габаритных огней;
  • R₂ (лампа накаливания того же диаметра, но с колбой 4 см) – ранее применялась для оборудования системы дальнего и ближнего света, сейчас не используется;
  • H – галогенная;
  • Y – обозначение стеклянной колбы оранжевого оттенка (в случае если буквенная маркировка стоит перед числовым значением);
  • BA – штифтовая (с симметричными штифтами);
  • ВАY – штифтовая (со смещением по высоте);
  • ВАU – штифтовая (со смещением по радиусу);
  • ВАZ – штифтовая (со смещением по высоте и радиусу);
  • S – софитная – применяется для подсветки салона;
  • E – с винтовой резьбой основания;
  • X – нестандартная конструкция;
  • Р – (с основанием d=1,5 см и колбой – 26,5 мм) – для поворотников и стоп-сигналов;
  • Р – в случае постановки в начале кода маркировки – фланцевая;
  • W – мощность (60W);
  • W – латинская буква в начале кода обозначает наличие стеклянного цоколя (используется для подсветки номера).

Отечественная маркировка разработана на основе ГОСТов (№2023.01-38). Согласно этому все виды ламп для авто обозначены как:

  • А – обыкновенная;
  • АМН – автомобильная миниатюрная;
  • АС – софитная;
  • АКГ – кварцевая галогенная;
  • Т – миниатюрная;
  • R – с цоколем из металла;
  • R2 – с колбой из стекла d свыше 40 мм;
  • Р – с основанием в 15 мм и колбой не более 26,5 мм;
  • SV(C) – софитные двухцокольные;
  • H – галогенные;
  • Y – обозначение стеклянной колбы оранжевого оттенка;
  • ВА – симметричные штифтовые;
  • ВАY – штифтовые (со смещением по высоте);
  • ВАZ – штифтовые (со смещением по высоте и радиусу);
  • W – с цоколем из стекла.

Важно! Последние 6 позиций совпадают с международной маркировкой цоколей автомобильных ламп.

Разработана и классификация количества подключаемых контактов:

  • S – 1 контакт;
  • D – 2 контакт;
  • T – 3 контакта;
  • Q – 4 контакта;
  • P – 5 контактов.

Маркировка лампочек ближнего света, виды и выбор

Даже в дневное время водители могут сталкиваться с ситуацией плохой видимости, и не всегда могут быстро замечать встречно движущийся автомобиль. Одним из главных условий безопасности для вождения в ночное, а иногда и в дневное время суток, является правильно подобранный ближний свет, для обеспечения освещения дорожного полотна и обочин. В данной статье мы поможем разобраться с тем, как правильно выбрать лампочки ближнего света.

Отличия маркировки лампочек

В наше время на витринах магазинов предоставлен огромный выбор лампочек. У многих автолюбителей при покупке разбегаются глаза, и сделать правильный выбор помогут знания их маркировок. Правильно подобранные лампочки не только облегчат поездки в темноте, но и не навредят водителям встречной полосы.

Несмотря на то что в разных странах расшифровка маркировок может отличаться, да и некоторые производители хотят получить уникальные обозначения, существует определенный стандарт.

Первый тип маркировок – по назначению и их типу:

  1. h2 – универсальный тип лампочек, которые подойдут для любой оптики. По своему строению являются однонитевыми;
  2. h3 – лампочки с данной маркировкой предназначены для главного света, то есть дальнего или ближнего;
  3. h4 – лампочки данной маркировки являются вспомогательным освещением или для противотуманной оптики;
  4. h5 – также предназначены для главного освещения и по своему строению являются двухнитевыми. Кроме того, могут использоваться и в качестве противотуманного освещения;
  5. H7 предназначены для четырёхфарной системы. Может быть в виде маркировки НВ3 – дальний свет и НВ4 – ближний. Пользуются большим спросом для автомобилей американской и японской сборки. Данная марка является наиболее популярной и востребованной в странах Европы.

Отечественный производитель маркирует по модели и номеру разработки: А (стандартная), АС (софитная), АМН (миниатюрная), АКГ (галогенная или кварцевая).

Так же при выборе необходимо знать количество контактов в цоколе: s – 1, d – 2, t – 3, q – 4, p – 5.

После всех буквенных обозначений вы можете увидеть цифровые значения, которые будут обозначать мощность лампочек в ваттах (к примеру, 12W). Может быть обозначены две величины мощности, такое бывает, в случае если лампочка двухнитевая, и для каждой из нитей обозначена своя мощность. Некоторые производители указывают кроме мощности еще и напряжение и поэтому можно наблюдать несколько цифровых значений (12V21W – для однонитевой, 12V21/4W – для двухнитевой).

На упаковке принято указывать цветовой спектр освещения ламп. Лампочки с белым спектром освещения принято называть голубыми (blue). Часто используют так званые «невидимки» и обозначаются на упаковке словом «silver».

Читайте также:  Подсветка ног в автомобиле: как сделать освещение при открывании двери

Усовершенствованные по сроку эксплуатации лампочки принято обозначать «LongLife», но у некоторых производителей вы можете столкнуться с обозначением HD LL или просто L.

Виды и характеристики ламп H7

Лампочки с данной маркировкой завоевали сердца автолюбителей не только в странах Европы, но и во всем мире. Существует несколько видов лампочек с цоколем H7:

  • Галогенные – они являются самыми дешевыми представителями данной маркировки. Главным минусом является то, что они быстро перегреваются, вследствие чего снижается их износостойкость.
  • Ксеноновые – главным отличительным достоинством является повышенная светоотдача. Но, они также имеют свои недостатки. Первый из них – высокая цена. Это связанно с тем, что для полноценной ее работы необходимы еще дополнительные устройства. Для работы лампу необходимо присоединять к специальному блоку розжига, также необходима специализированная оптика. Вследствие повышенного потребления энергии при работе данного типа лампочек, повышается нагрузка на генератор и в результате этого может значительно возрастать расход топлива.
  • Светодиодные, многим автолюбителям известно главное достоинство данного типа – экономичность расхода питания. Но есть и весомый недостаток – сложность в установке и регулировке данного типа лампочек. Правильно установить и отрегулировать может только опытный автолюбитель, который уже неоднократно приобретал такой вид лампочек, если же вы новичок в этом деле – вам помогут справиться с этим на СТО.

Варианты ксенона

В современном мире автоиндустрии существует несколько видов ксеноновых ламп:

  1. Монолампа или просто ксенон, при данном виде каждая колба взаимодействует с отдельным модулем, настроенным под газоразрядную лампу. В данном варианте для включения ближнего или дальнего света используются отдельные лампы.
  2. Биксенон или лампы два в одном – ближний и дальний свет расположен в одной колбе, и меняются они между собой с помощью перемещения специализированной шторки. Но устанавливать их рекомендуется лишь в фары, которые содержат специальный светоотражатель. Биксеноновые лампы – представлены в виде однолампового модуля. В данном случае шторка переключается управлением электромагнита. Такой вид ламп завоевал сердца многих автолюбителей, и применяются чаще всего. В большей степени это связано с тем, что пучок света имеет четкую светотеневую границу, и не слепят водителей, движущихся по встречной полосе.

Если у вас установлены галогеновые фары, вы также можете установить в них биксенон при помощи специализированных дополнительных комплектов для установки.

Для установки биксенона необходимо соблюдать определенные условия: фары обязательно должны быть оборудованы специальным омывателем, и автоматическим управлением угла наклона фар.

Разнообразие производителей

Несмотря на огромное разнообразие производителей лампочек ближнего света, некоторые из них завоевали особое доверие потребителей. Мы представим топ самых популярных производителей, у которых цена, несомненно, будет соответствовать качеству, также приведем примеры бюджетных вариантов.

  • Hella – немецкий производитель галогеновых ламп, занимающий лидирующие позиции в мире автоиндустрии. Данная фирма позиционирует себя как бюджетный вариант, но при этом во время проверок демонстрирует высокие показатели качества.
  • Osram – немецкая фирма. Лампы данного производителя показывают высокие результаты тестирований, наивысший коэффициент яркости на протяжении многих лет. Именно поэтому она завоевала доверие многих автолюбителей. Несмотря на то что дальность луча может достигать десяти метров, и как, может показаться, будет слепить водителей встречной полосы, они соответствуют норме и абсолютно безвредны.
  • Koito – представитель японской фирмы. Позиционируют себя как бюджетный вариант ламп. Дальность луча незначительно ниже, чем у выше указанных. В целом, несмотря на то что, они соответствуют все нормам, возможны неудобства и ослепляющее воздействие для водителей встречной полосы.
  • Bosch – немецкая фирма, которая появилась одной из первых в автомире, но при этом до сих пор остается одной из самых востребованных. Благодаря индивидуальной технологии конусоподобного направления пучков, достигается максимальное освещение дорожного полотна, без вреда для других участников движения.
  • Philips производится в Нидерландах и является бюджетным представителем. Несмотря на то, что световые показатели у них невелики, данные лампочки пользуются большим спросом. Главный плюс – высокие эксплуатационные показатели при правильном уходе за лампой.
  • Valeo – французская фирма, позиционирующая себя как самый бюджетный вариант ламп ближнего света. В эксплуатации показывает хорошие результаты и в целом высокие показатели износостойкости.

На просторах интернета вы наглядно можете увидеть различия в качестве каждого из производителей:

Требования при выборе

Первым делом обращайте внимание на упаковку и сертификацию самого продукта. Исходя из ваших личных предпочтений, обращайте внимание на уровень яркости и длинны луча. Лампочки должны быть:

  • устойчивы к перегреванию при длительной работе;
  • экономичными в плане энергопотребления;
  • устойчивы к излишним механическим воздействиям.

Покупайте лампочки лишь проверенных производителей и не пытайтесь на этом сэкономить.

Подобная тяга к экономии может привести к быстрому выходу лампочек из строя, а соответственно увеличить частоту их замены, что повлечет за собой лишние растраты.



Автомобильные лампы — типы, маркировка, назначение и внешний вид

Осветительные элементы в автомобилях и их крепежно-контактные системы разнятся в зависимости от нескольких факторов:

  • страна производитель автомобиля;
  • марка авто;
  • год выпуска модели;
  • назначение лампы в конструкции.

Таким образом, цоколи автомобильных ламп не взаимозаменяемы и замена сгоревшего осветительного прибора превращается в довольно-таки сложный процесс. Приходится разбираться в обозначениях, расшифровывать маркировку на конкретном элементе, и даже один и тот же тип лампочки разнится по рабочим характеристикам. Одновременно с этим отсутствие единого стандарта открывает возможности для автолюбителей, желающих не только заменить агрегат, но и проапгрейдить свой автосвет, что в простонародье именуется «колхозный тюнинг».

Читайте также:  Фары по ПДД: когда в дневное время включать ближний свет

Лампочки по законам ГИБДД

Относительно законности таких мероприятий все далеко не однозначно, так как регулирующие органы запрещают вмешательство в конструкцию автомобиля. В принципе эти меры не беспочвенны, ведь большинство водителей стремятся достичь максимальной освещенности проезжей части, что идет в ущерб водителям встречного потока, которых слепит яркий свет. Ситуация противоречива, так как одной стороны, даже кратковременное ослепление встречными фарами может привести к потере управления, а с другой стороны, недостаточная освещенность дорожного полотна тоже повышает риск аварийности. На практике, единственный способ сделать дорогу перед машиной более различимой в момент засветки встречными фарами — это повысить яркость собственных.

В итоге все замыкается на погоне за яркостью и некоторые государства, в том числе Российская Федерация на законодательном уровне пытаются регулировать этот вопрос, поддерживая единый стандарт для уровня излучаемого света, степени боковой засветки и наличия четко выделенной границы между центральным и периферическим световыми пятнами. Однако, по статистике около 40% всех автомобилей в РФ имеют в конструкции фар лампы, не предусмотренные заводом производителем машины. В большинстве случаев это не является поводом для составления протокола о нарушении правил сотрудниками ГИБДД, так как визуально определить несоответствие агрегата ЭД (эксплуатационной документации) затруднительно.

С 1 июля 2021 года в РФ легальность любых внесенных в конструкцию ТС изменений, не предусмотренных эксплуатационными документами, будут оценивать в ГИБДД лабораторным методом в соответствии с ГОСТ 33670–2015. Это значит, что все желающие могут узаконить свой автотюнинг, если лабораторная экспертиза докажет безопасность внесенных изменений.

В Соединенных Штатах «законники» подобными вопросами, кстати, вовсе не заморачиваются и ездить разрешают с любыми примочками. В любом случае даже для установки оригинальной лампочки приходится ориентироваться в основных видах и модификациях автоламп, так как способы установки и крепления, а также источники питания для автосвета не унифицированы.

Основные выводы

Когда выбираем светодиодные лампы для автомобиля, не стоит ориентироваться на цены. Стоимость не лучший показатель, гораздо выгоднее ориентироваться на производителя. Существуют бренды, занимающие верхние позиции в большинстве рейтингов. Сравнительно высокая стоимость окупится длительным сроком эксплуатации. Не стоит забывать о требованиях законодательства. Если ГИБДД будет начислять штраф при каждом выезде, никакой выгоды от замены не будет.

Предыдущая Автомобильный светКсенон в противотуманки: можно ли ставить и какая ответственность за использование Следующая Автомобильный светКак выбрать лучшую лампу в фары ближнего света на Ладу Ларгус

Немного исторических фактов

Первые лампы головного света для автомобилей Карла Бенца в 1985 году представляли собой обычные керосинки.

К концу столетия на смену керосиновым источникам света пришли ацетиленовые фонари, аналогичные паровозным, работающие по принципу газовой горелки.

И только в 1910 на Cadillac и Rolls-Royce были установлены первые фары с привычным для всех рефлектором, питающиеся от аккумулятора и работающие по принципу лампочки Ильича.

С тех пор электрический источник энергии для ламп остается неизменным, что нельзя сказать о принципе их работы и конструктивных особенностях, влияющих на главные характеристики осветительных приборов.

Оптика для ксенона

Маркировка на фарах под ксенон состоит из следующих букв:

Первые буквы D говорят об использовании газоразрядных источников совместно с линзами или специальными рефлекторами.

Самостоятельно устанавливать ксенон в противотуманки, фары с кодом HC, HR, HC/R не рекомендуется. Это может не только нанести вред проводке автомобиля, но и повредить рефлектор. Использование ксенона также запрещено в задних фарах.

Типы автомобильных ламп

По этим критериям различают несколько видов электрических ламп, применяемых в автомобилестроении.

Накаливания

Представляют собой вольфрамовую нить в стеклянной колбе, из которой максимально откачан воздух. При подаче напряжения на противоположные концы нити происходит разогрев вольфрама, сопровождающийся излучением фотонов света в видимом спектре. По причине недостаточной мощности и малого ресурса, а также теплоты свечения до 3200 K для головных фар этот тип автоламп применяется только в старинных ретроавтомобилях. А в современных машинах используется для подсветки салона и панели приборов.

Виды автомобильных цоколей

Для удержания лампы в посадочном месте и герметизации колбы необходим цоколь, имеющий контакты для соединения с источником питания. В зависимости от многих факторов цоколи разнятся по форме и размерам конструктивных элементов.

С защитным фланцем

Он же фокусирующий. Используется в фарах головного света, так как шпильки на фланце расположены в точном соответствии с посадочными пазами. Это позволяет добиться одинаковой фокусировки лучей в левой и правой фаре со строгим углом наклона. Крепится посредством болтов или прижимной пружины, расположенной в задней части корпуса фары. В противотуманках спираль накала, колба с газом или светодиодная панель располагаются перпендикулярно рефлектору. Соединение с контактами осуществляется при помощи клемм.

Софитные

По форме напоминают предохранители напряжения. Такое расположение цоколей позволяет устанавливать эти источники света в плоские элементы конструкции. Применяются для подсветки номерного знака, приборных панелей, салона, багажника.

Штифтовые

Они же байонетные. Похожи на резьбовые, но функцию резьбы выполняют один или несколько штифтов. Штифты могут располагаться со смещением по высоте и радиусу. Фиксация происходит поворотом лампы на 10–15 градусов по часовой стрелке до упора. В качестве контакта выступает металлический корпус цоколя и одна или две напайки на торце. Применяется во всех видах освещения, кроме головного света, чаще всего, для указателей поворотов, стоп-сигналов, габаритных огней.

Cо стеклянным цоколем

Металлические крепежные элементы в такой лампе отсутствуют, а удержание в посадочном месте происходит за счет фиксации пружинным зажимом в патроне. Устанавливаются в габаритные огни, аварийное освещение, подсветку приборной панели и везде, где не нужна большая мощность.

Читайте также:  Контроллер ДХО: варианты изготовления своими руками, пошаговая инструкция

Краткие технические особенности

Цоколь лампы для авто – неотъемлемый элемент, который требуется для крепкой фиксации светильного аппарата в патроне устройства. Помимо всего, данная деталь обеспечивает беспрерывную подачу электроэнергии через свои контакты для подпитки светоприбора. Некоторые константные элементы предусматривают наличие газа, в результате неправильного подбора устройства может образоваться утечка.

Типы цоколей в рамках одного автомобиля

Цоколи подразделяются по виду контактных приспособлений и могут быть:

  1. С лепестками
  2. Монолитными площадками
  3. Проволочными штырьками.

Если дело касается диодных приспособлений, то фиксирование лампочек для авто не обязательно. В остальных типах автоламп, таких как галогеновые, ксеноновые и аппараты с методом накаливания, обязательно должно присутствовать герметичное соединение.

Каждая модификация цокольного элемента обладает индивидуальным индексом, который может различаться как буквенной символикой, так и цифрами. Все значения сообщают определенные параметры изделия. Чтобы понять расшифровку видов автомобильных лампочек, следует изучить таблицу и списки определений.

Маркировка по цоколю

Предназначение в краткой форме:

  1. Аппарат надежно удерживает светоприбор в патроне присоединительного типа.
  2. Является проводником электроэнергии, поступающей от источника до нитей накаливания.
  3. Обеспечивает герметизацию корпуса автолампы, защищающую устройство от влияния внешних факторов.

ВИДЕО: Основные виды цоколей

Маркировка и обозначение автоламп

По количеству контактов

В некоторых маркировках, в самом конце маленькой латинской буквой обозначается количество контактов в цоколе по принципу первой буквы латинского исчисления:

  • s (single) — 1;
  • d (duo) — 2;
  • t (tres) — 3;
  • q (quatro) — 4;
  • p (penta) — 5.

В качестве примера можно привести распространенный цоколь P45t, где буква t означает, что лампочка питается посредством трех контактов.

По типу цоколя

По ГОСТ 2023-88, принятому еще в советские времена, в маркировке ламп не всегда заложена информация о конкретной разновидности присоединительной системы. Например:

  • АКГ — аббревиатура, означающая, что прибор представляет собой автомобильную кварцевую галогенную лампу;
  • А — буква, информирующая только о принадлежности лампы автотранспортному средству;
  • АМН — автолампа, где буквы МН говорят о миниатюрных размерах;
  • АС — единственный случай, в котором литерой С обозначен софитный цоколь.

С евростандартом ECE все обстоит несколько лучше. Здесь уже выделены отдельные обозначения для максимальной информативности всех конструктивных особенностей осветительного прибора, где:

  • H — галогенная лампа;
  • T — миниатюрная;
  • R — стандарт с диаметром цоколя 15 мм.

В отношении конкретного типа цоколя по европейской маркировке различают:

  • P — фланцевый;
  • W — стеклянный;
  • BA — байонетный, с симметрично расположенными штифтами;
  • BAY — байонетный, со штифтами, смещенными по высоте;
  • BAZ — байонетный, со смещением штифтов по радиусу и по высоте;
  • G — штырьковый;
  • E — резьбовый.

Если лампа производства США, то американские стандарты DOT предусматривают следующие обозначения:

  • HB1 и HB2 — галогенная, двухнитевая лампа;
  • HB3 — однонитевая дальнего света;
  • HB4 — однонитевая ближнего света;
  • D1R, D1S — газоразрядные, первого поколения;
  • D2R, D2S — газоразрядные второго поколения.

Буквы S и R указывают на линзовый и рефлекторный тип оптики.

Таблица совместимости цоколей и автомобильных ламп


При этом в лампах H и НВ каждый тип имеет соответствующие габариты, в которых строго регламентирован радиус колбы и цоколя. Размеры указаны на картинке.


Это значит, что светодиодные аналоги с подобной маркировкой в идеале тоже имеют соответствующие размеры в миллиметрах. Некоторые китайские версии с этими же обозначениями могут не совпадать с посадочным местом и даже не поместиться в корпус фары, если оптика расположена вплотную к заводской лампе, а колба аналога на пару миллиметров длиннее.

Светодиодная оптика

На шоссе общего пользования все чаще встречаются автомобили с источниками света класса LED. Маркированные лед-линзы охватывают большую площадь дороги и способны проработать более 10 000 часов.

Многих автовладельцев интересует вопрос, какая маркировка светодиодных фар с завода и можно ли самостоятельно установить диоды вместо галогена или ксенона. Оптика с диодами имеет надпись HCR, обозначающую обычные галогеновые лампы. Однако шифр всех отражателей и линз дополнительно содержит приставку LED, а их конструкция существенно отличается.

В дневных ходовых огнях лампа встроена в корпус без какой-либо маркировки. Расположение огней регламентируется руководством по безопасности транспорта.

Знание расположения маркировки позволяет не только обнаружить замену фары из-за ДТП, но и обезопаситься от штрафов, используя правильные лампы.

Типы автомобильных ламп и их маркировка по цоколю

Современные автопроизводители предъявляют большое количество требований к такой составляющей конструкции машины, как фара. И в этом нет ничего удивительного, так как этот элемент напрямую связан с безопасной эксплуатацией транспортного средства.

Ключевым элементом фары является лампа. Чтобы правильно подобрать эту деталь необходимо учесть технические характеристики машины и исходя из них, подобрать прибор требуемой мощности, вида и размера цоколя.

Маркировка

Выбирая лампы для автомобиля необходимо принимать во внимание:

  • условия применения (дальний и ближний свет, противотуманки, салон, поворотники, габариты);
  • марку авто;
  • данные силовой установки.

Наиболее востребованными в сфере автомобилестроения являются галогенные и ксеноновые лампы. В последнее десятилетие неплохо себя зарекомендовали и светодиоды.

Комбинированная разновидность автоламп появилась на рынке не так давно. Она представляет собой конструкцию с 2-мя спиралями, каждая из которых может выполнять свою автономную функцию.

Для облегчения процесса выбора производители ввели маркировку – буквенное и цифровое обозначение, позволяющее точно определить тип источника света и его размеры.

Стоит отметить, что отечественная, американская и европейская маркировка автомобильных ламп по типу цоколя может отличаться.

Америка и Европа

Европейская и американская классификация ламп (ЕСЕ) представлена в буквенных обозначениях:

  • Т (миниатюрная цокольная) – используется чаще всего в габаритах;
  • R (цоколь d=1,5 см и колба – до 19 мм) – также для габаритных огней;
  • R₂ (лампа накаливания того же диаметра, но с колбой 4 см) – ранее применялась для оборудования системы дальнего и ближнего света, сейчас не используется;
  • H – галогенная;
  • Y – обозначение стеклянной колбы оранжевого оттенка (в случае если буквенная маркировка стоит перед числовым значением);
  • BA – штифтовая (с симметричными штифтами);
  • ВАY – штифтовая (со смещением по высоте);
  • ВАU – штифтовая (со смещением по радиусу);
  • ВАZ – штифтовая (со смещением по высоте и радиусу);
  • S – софитная – применяется для подсветки салона;
  • E – с винтовой резьбой основания;
  • X – нестандартная конструкция;
  • Р – (с основанием d=1,5 см и колбой – 26,5 мм) – для поворотников и стоп-сигналов;
  • Р – в случае постановки в начале кода маркировки – фланцевая;
  • W – мощность (60W);
  • W – латинская буква в начале кода обозначает наличие стеклянного цоколя (используется для подсветки номера).
Читайте также:  Замена лампочки габаритных огней (задних или передних)

Отечественная маркировка разработана на основе ГОСТов (№2023.01-38). Согласно этому все виды ламп для авто обозначены как:

  • А – обыкновенная;
  • АМН – автомобильная миниатюрная;
  • АС – софитная;
  • АКГ – кварцевая галогенная;
  • Т – миниатюрная;
  • R – с цоколем из металла;
  • R2 – с колбой из стекла d свыше 40 мм;
  • Р – с основанием в 15 мм и колбой не более 26,5 мм;
  • SV(C) – софитные двухцокольные;
  • H – галогенные;
  • Y – обозначение стеклянной колбы оранжевого оттенка;
  • ВА – симметричные штифтовые;
  • ВАY – штифтовые (со смещением по высоте);
  • ВАZ – штифтовые (со смещением по высоте и радиусу);
  • W – с цоколем из стекла.

Важно! Последние 6 позиций совпадают с международной маркировкой цоколей автомобильных ламп.

Разработана и классификация количества подключаемых контактов:

  • S – 1 контакт;
  • D – 2 контакт;
  • T – 3 контакта;
  • Q – 4 контакта;
  • P – 5 контактов.

Любому автолюбителю значительно легче подобрать лампу для своего транспортного средства, если он умеет расшифровывать обозначения.

Типы и характеристики автомобильных ламп

В любом транспортном средстве присутствует несколько видов освещения, как внутреннего, так и внешнего, и каждому соответствует свой тип автомобильных ламп.

Галогенные

Этот вид отличается от ламп накаливания формой колбы, высотой спирали, а главное, видом инертного газа. Это стало причиной того, что частицы вольфрама, отделяемые при освещении, не оседают в стеклянной колбе, а вновь возвращаются на нить накала.

В итоге повышается пропускная способность света. Область применения этого вида ламп – головной свет автомобиля и противотуманки.

Газоразрядные

Этот вид автомобильных лампочек был разработан в середине 90-ых годов. Более высокую эффективность по сравнению с галогенными аналогами обеспечивает иное конструктивное решение. Излучение света происходит за счет возникновения электрической дуги между 2-мя электродами. Отличить ксеноновый (газоразрядный) источник от галогенного можно по характерному синему оттенку света. Высокая температура накаливания нити не вредит деталям, скрытым в цоколе за керамической вставкой и фланцем из металла. Дополнительную защиту гарантируют высококачественные термоизоляционные материалы.

Фокусируется световой пучок за чет установки оптики с линзами. Монтаж ксеноновых фар происходит только на заводах и в предусматривающих это конструкциях автомобилей. Одно из главных преимуществ таких ламп – долгий срок эксплуатации.

Светодиодные

Широкое распространение получили и LED-лампы. Их основное достоинство – это мощная светоотдача. Благодаря этому ими могут комплектоваться приборы любых габаритов и конструкции.

Поток света возникает при воздействии тока из источника питания на полупроводники, в результате чего высвобождаются фотоны (электромагнитные частицы). Светодиоды отличаются низким потреблением электроэнергии, ударостойкостью и экологичность.

Накаливания

Строение этого источника света знакомо многим. Стеклянная ваккуумированная колба содержит нить из вольфрама, которая и генерирует свет при нагреве. Сегодня этот вид лампочек практически не используется в автомобилестроении из-за малого срока службы по сравнению с другими видами.

Разновидности цоколей

Цоколевка автомобильных ламп в обязательном порядке должна учитываться при их выборе и заказе.

С защитным фланцем

Цоколь этого вида обозначается буквой Р. Применяются лампы с подобной маркировкой при сборке систем ближнего и дальнего света, противотуманных и комбинированного вида фар.

Софитные

Маркировка софитных источников света представлена буквенным обозначением SV. Для автоламп этого вида характерны цилиндрическая форма и длина корпуса до 40 мм. Чаще всего инженеры-конструкторы используют данный вид при конструировании компактных плафонов для фар. Лампы с цоколем SV входят в комплект оборудования приборов освещения в салоне автомобиля. Менее часто – для подсветки номерного знака или стоп-сигналов.

Штифтовые

Данный вид цоколя имеет 2 штифта, обеспечивающих жесткую фиксацию. В зависимости от типа они могут располагаться симметрично или со смещением. Используются лампы со штифтовой разновидностью для функционирования стоп-сигналов, поворотников и задних фар. Обозначаются маркировкой ВА, ВАZ и ВАY.

Cо стеклянным цоколем

Неметаллический цоколь обозначается маркировкой W. Как правило, она сопровождается цифрами, информирующими о размере основания в мм. Применяется в качестве освещения приборной панели, в габаритах и повортниках.

Новые виды цоколей

Учитывая возрастающую востребованность светодиодного освещения, производители ламп ведут активные исследования и разработки нового типа источников света. Специалисты стараются максимизировать такие характеристики светодиодов, как мощность, светоотдача, эксплуатационный срок. По прогнозам это самый перспективный вид ламп в настоящее время.

Важно! Этот вид приборов может устанавливаться в разные патроны, как в стандартные, так и в специально разработанные для новейших моделей авто. А значит, потребуется создание и подходящих для этого цоколей.

Как определить тип цоколя по названию: таблица для расшифровки

Существует простой способов идентификации типа цоколя. Для этого достаточно определить вид автомобильной лампы и свериться с таблицей.

Название элемента Маркировка Применение
С защитным фланцем Р Ближний и дальний свет, противотуманки, комбинированного вида фары
Софитный SV Подсветка в салоне, стоп-сигналы, освещение регистрационного знака
Штифтовой ВА, ВАZ и ВАY Задние фары, сигналы поворота, система стоп-сигналов
Стеклянный W Подсветка приборной панели автомобиля, габаритные огни, поворотники.
Читайте также:  Какой может быть штраф за неисправный ближний свет, когда не горит хотя бы одна фара

Основные выводы

При починке фары обязательно необходимо знать тип цоколя автомобильной лампы, которой она оборудована.

  1. Маркировка элементов может осуществляться по отечественной (ГОСТу) или европейской системе в зависимости от производителя.
  2. Буквенное обозначение информирует о виде лампы и типе цоколя, а цифровое о его размере или диаметре.
  3. Классификация может производиться и по числу контактов.
  4. В автофарах чаще всего применяются галогенные, газоразрядные и светодиодные виды ламп.
  5. Тип цоколя может определить назначение источника света при оборудовании систем освещения автомобиля.

В современном автомобилестроении все больше внимания уделяется светодиодам и все меньше классическим лампам накаливания. Новые модели машин предъявляют более высокие требования к техническим характеристикам не только конструкции фар, но и используемых в них ламп.

Цоколи автомобильных ламп: виды и типы, характеристика цоколей автоламп, расшифровка маркировки, подбор подходящих для автомобиля

Маркировка

Выбирая лампы для автомобиля необходимо принимать во внимание:

  • условия применения (дальний и ближний свет, противотуманки, салон, поворотники, габариты);
  • марку авто;
  • данные силовой установки.

Наиболее востребованными в сфере автомобилестроения являются галогенные и ксеноновые лампы. В последнее десятилетие неплохо себя зарекомендовали и светодиоды.

Комбинированная разновидность автоламп появилась на рынке не так давно. Она представляет собой конструкцию с 2-мя спиралями, каждая из которых может выполнять свою автономную функцию.

Для облегчения процесса выбора производители ввели маркировку – буквенное и цифровое обозначение, позволяющее точно определить тип источника света и его размеры.

Стоит отметить, что отечественная, американская и европейская маркировка автомобильных ламп по типу цоколя может отличаться.

Америка и Европа

Европейская и американская классификация ламп (ЕСЕ) представлена в буквенных обозначениях:

  • Т (миниатюрная цокольная) – используется чаще всего в габаритах;
  • R (цоколь d=1,5 см и колба – до 19 мм) – также для габаритных огней;
  • R₂ (лампа накаливания того же диаметра, но с колбой 4 см) – ранее применялась для оборудования системы дальнего и ближнего света, сейчас не используется;
  • H – галогенная;
  • Y – обозначение стеклянной колбы оранжевого оттенка (в случае если буквенная маркировка стоит перед числовым значением);
  • BA – штифтовая (с симметричными штифтами);
  • ВАY – штифтовая (со смещением по высоте);
  • ВАU – штифтовая (со смещением по радиусу);
  • ВАZ – штифтовая (со смещением по высоте и радиусу);
  • S – софитная – применяется для подсветки салона;
  • E – с винтовой резьбой основания;
  • X – нестандартная конструкция;
  • Р – (с основанием d=1,5 см и колбой – 26,5 мм) – для поворотников и стоп-сигналов;
  • Р – в случае постановки в начале кода маркировки – фланцевая;
  • W – мощность (60W);
  • W – латинская буква в начале кода обозначает наличие стеклянного цоколя (используется для подсветки номера).

Отечественная маркировка разработана на основе ГОСТов (№2023.01-38). Согласно этому все виды ламп для авто обозначены как:

  • А – обыкновенная;
  • АМН – автомобильная миниатюрная;
  • АС – софитная;
  • АКГ – кварцевая галогенная;
  • Т – миниатюрная;
  • R – с цоколем из металла;
  • R2 – с колбой из стекла d свыше 40 мм;
  • Р – с основанием в 15 мм и колбой не более 26,5 мм;
  • SV(C) – софитные двухцокольные;
  • H – галогенные;
  • Y – обозначение стеклянной колбы оранжевого оттенка;
  • ВА – симметричные штифтовые;
  • ВАY – штифтовые (со смещением по высоте);
  • ВАZ – штифтовые (со смещением по высоте и радиусу);
  • W – с цоколем из стекла.

Важно! Последние 6 позиций совпадают с международной маркировкой цоколей автомобильных ламп.

Разработана и классификация количества подключаемых контактов:

  • S – 1 контакт;
  • D – 2 контакт;
  • T – 3 контакта;
  • Q – 4 контакта;
  • P – 5 контактов.

Маркировка лампочек ближнего света, виды и выбор

Даже в дневное время водители могут сталкиваться с ситуацией плохой видимости, и не всегда могут быстро замечать встречно движущийся автомобиль. Одним из главных условий безопасности для вождения в ночное, а иногда и в дневное время суток, является правильно подобранный ближний свет, для обеспечения освещения дорожного полотна и обочин. В данной статье мы поможем разобраться с тем, как правильно выбрать лампочки ближнего света.

Отличия маркировки лампочек

В наше время на витринах магазинов предоставлен огромный выбор лампочек. У многих автолюбителей при покупке разбегаются глаза, и сделать правильный выбор помогут знания их маркировок. Правильно подобранные лампочки не только облегчат поездки в темноте, но и не навредят водителям встречной полосы.

Несмотря на то что в разных странах расшифровка маркировок может отличаться, да и некоторые производители хотят получить уникальные обозначения, существует определенный стандарт.

Первый тип маркировок – по назначению и их типу:

  1. h2 – универсальный тип лампочек, которые подойдут для любой оптики. По своему строению являются однонитевыми;
  2. h3 – лампочки с данной маркировкой предназначены для главного света, то есть дальнего или ближнего;
  3. h4 – лампочки данной маркировки являются вспомогательным освещением или для противотуманной оптики;
  4. h5 – также предназначены для главного освещения и по своему строению являются двухнитевыми. Кроме того, могут использоваться и в качестве противотуманного освещения;
  5. H7 предназначены для четырёхфарной системы. Может быть в виде маркировки НВ3 – дальний свет и НВ4 – ближний. Пользуются большим спросом для автомобилей американской и японской сборки. Данная марка является наиболее популярной и востребованной в странах Европы.

Отечественный производитель маркирует по модели и номеру разработки: А (стандартная), АС (софитная), АМН (миниатюрная), АКГ (галогенная или кварцевая).

Так же при выборе необходимо знать количество контактов в цоколе: s – 1, d – 2, t – 3, q – 4, p – 5.

После всех буквенных обозначений вы можете увидеть цифровые значения, которые будут обозначать мощность лампочек в ваттах (к примеру, 12W). Может быть обозначены две величины мощности, такое бывает, в случае если лампочка двухнитевая, и для каждой из нитей обозначена своя мощность. Некоторые производители указывают кроме мощности еще и напряжение и поэтому можно наблюдать несколько цифровых значений (12V21W – для однонитевой, 12V21/4W – для двухнитевой).

Читайте также:  Схема подключения фар через реле (четырехконтактное)

На упаковке принято указывать цветовой спектр освещения ламп. Лампочки с белым спектром освещения принято называть голубыми (blue). Часто используют так званые «невидимки» и обозначаются на упаковке словом «silver».

Усовершенствованные по сроку эксплуатации лампочки принято обозначать «LongLife», но у некоторых производителей вы можете столкнуться с обозначением HD LL или просто L.

Виды и характеристики ламп H7

Лампочки с данной маркировкой завоевали сердца автолюбителей не только в странах Европы, но и во всем мире. Существует несколько видов лампочек с цоколем H7:

  • Галогенные – они являются самыми дешевыми представителями данной маркировки. Главным минусом является то, что они быстро перегреваются, вследствие чего снижается их износостойкость.
  • Ксеноновые – главным отличительным достоинством является повышенная светоотдача. Но, они также имеют свои недостатки. Первый из них – высокая цена. Это связанно с тем, что для полноценной ее работы необходимы еще дополнительные устройства. Для работы лампу необходимо присоединять к специальному блоку розжига, также необходима специализированная оптика. Вследствие повышенного потребления энергии при работе данного типа лампочек, повышается нагрузка на генератор и в результате этого может значительно возрастать расход топлива.
  • Светодиодные, многим автолюбителям известно главное достоинство данного типа – экономичность расхода питания. Но есть и весомый недостаток – сложность в установке и регулировке данного типа лампочек. Правильно установить и отрегулировать может только опытный автолюбитель, который уже неоднократно приобретал такой вид лампочек, если же вы новичок в этом деле – вам помогут справиться с этим на СТО.

Варианты ксенона

В современном мире автоиндустрии существует несколько видов ксеноновых ламп:

  1. Монолампа или просто ксенон, при данном виде каждая колба взаимодействует с отдельным модулем, настроенным под газоразрядную лампу. В данном варианте для включения ближнего или дальнего света используются отдельные лампы.
  2. Биксенон или лампы два в одном – ближний и дальний свет расположен в одной колбе, и меняются они между собой с помощью перемещения специализированной шторки. Но устанавливать их рекомендуется лишь в фары, которые содержат специальный светоотражатель. Биксеноновые лампы – представлены в виде однолампового модуля. В данном случае шторка переключается управлением электромагнита. Такой вид ламп завоевал сердца многих автолюбителей, и применяются чаще всего. В большей степени это связано с тем, что пучок света имеет четкую светотеневую границу, и не слепят водителей, движущихся по встречной полосе.

Если у вас установлены галогеновые фары, вы также можете установить в них биксенон при помощи специализированных дополнительных комплектов для установки.

Для установки биксенона необходимо соблюдать определенные условия: фары обязательно должны быть оборудованы специальным омывателем, и автоматическим управлением угла наклона фар.

Разнообразие производителей

Несмотря на огромное разнообразие производителей лампочек ближнего света, некоторые из них завоевали особое доверие потребителей. Мы представим топ самых популярных производителей, у которых цена, несомненно, будет соответствовать качеству, также приведем примеры бюджетных вариантов.

  • Hella – немецкий производитель галогеновых ламп, занимающий лидирующие позиции в мире автоиндустрии. Данная фирма позиционирует себя как бюджетный вариант, но при этом во время проверок демонстрирует высокие показатели качества.
  • Osram – немецкая фирма. Лампы данного производителя показывают высокие результаты тестирований, наивысший коэффициент яркости на протяжении многих лет. Именно поэтому она завоевала доверие многих автолюбителей. Несмотря на то что дальность луча может достигать десяти метров, и как, может показаться, будет слепить водителей встречной полосы, они соответствуют норме и абсолютно безвредны.
  • Koito – представитель японской фирмы. Позиционируют себя как бюджетный вариант ламп. Дальность луча незначительно ниже, чем у выше указанных. В целом, несмотря на то что, они соответствуют все нормам, возможны неудобства и ослепляющее воздействие для водителей встречной полосы.
  • Bosch – немецкая фирма, которая появилась одной из первых в автомире, но при этом до сих пор остается одной из самых востребованных. Благодаря индивидуальной технологии конусоподобного направления пучков, достигается максимальное освещение дорожного полотна, без вреда для других участников движения.
  • Philips производится в Нидерландах и является бюджетным представителем. Несмотря на то, что световые показатели у них невелики, данные лампочки пользуются большим спросом. Главный плюс – высокие эксплуатационные показатели при правильном уходе за лампой.
  • Valeo – французская фирма, позиционирующая себя как самый бюджетный вариант ламп ближнего света. В эксплуатации показывает хорошие результаты и в целом высокие показатели износостойкости.

На просторах интернета вы наглядно можете увидеть различия в качестве каждого из производителей:

Требования при выборе

Первым делом обращайте внимание на упаковку и сертификацию самого продукта. Исходя из ваших личных предпочтений, обращайте внимание на уровень яркости и длинны луча. Лампочки должны быть:

  • устойчивы к перегреванию при длительной работе;
  • экономичными в плане энергопотребления;
  • устойчивы к излишним механическим воздействиям.

Покупайте лампочки лишь проверенных производителей и не пытайтесь на этом сэкономить.

Подобная тяга к экономии может привести к быстрому выходу лампочек из строя, а соответственно увеличить частоту их замены, что повлечет за собой лишние растраты.



Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: